Жизнь последнего пророка Мухаммада - Часть 1
Род Пророка и Детские Годы
Род пророка Мухаммада , известен как род хашимитов, а получил он такое название по имени его прадеда Хашима бин Абд Манафа. Хашим занимался поением и кормлением паломников, он был богатым человеком и пользовался большим уважением. Сообщается, что однажды он отправился по торговым делам в Шам, а когда добрался до Медины женился на Сальме бинт Амр из племени бану ади бин ан-наджжар.Он прожил с ней некоторое время ,после чего уехал в Шам, а она осталась со своими родными, будучи беременной Абд аль-Муталлибом.
Важнейшими из связанных с Каабой событием в жизни Абд аль-Муталлиба стала расчистка источника Замзам. Однажды во сне он получил веление расчистить источник Замзам и ему было указано место, где он находится.
Абд аль-Муталлиб стал копать там и обнаружил мечи, доспехи и двух золотых газелей, которые спрятали джурхумиты, когда были вынуждены покинуть Мекку. После этого мечи и газели были переплавлены и из них сделали врата Каабы, а поломников стали поить водой из Замзама.
У Абд аль-Муталлиба было десять сыновей: аль-Харис,аз-Зубайр, Абу Талиб, Абдуллах, Хамза, Абу Ляхаб, аль-Гидак, аль-Маквам, Сафар и аль-Аббас. Отца посланника Аллаха звали Абдуллах.Его матерью была Фатима бинт Амр. Он был самым красивым и скромным из сыновей Абд аль-Муталлиба и был его любимцем. Он выбрал ему в жены Амину бинт Вахб бин Абд Манаф бин Зухра бин Киляб, которая по своему происхождению и пложению в то время считалась лучшей из женщин племени курайш. Абдуллах женился на ней в Мекке, а вскоре после этого Абд аль-Муталлиб отправил его для закупки фиников в Медину, где он умер в возрасте двадцати пяти лет, так и не дожлавшись рождения сына. После его смерти осталось только пять верблюдов, немного овец и рабыня-эфиопка по имени Барака, которая впоследствии воспитывала пророка.
Лучший из посланников, родился в квартале хашимитов в Мекке утром в понедельник в девятый день месяця раби-алб-авваль в год слона, что соответствует 20 или 22 апреля 571 г. Сообщается , что рождению пророка, предшествовал целый ряд предзнаменований будущего пророчества.Так во дворце хосроя обрушилось четырнадцать террас;погас огонь, которому поклонялись огнепоклонники, а церкви стоявшие вокруг озера Сава, разрушились после того как его вода ушла в землю.
После родов мать сразу же послала человека к его деду Абд аль-Мутталлибу сообщить радостную весть о появлении внука.Обрадованный Абд аль-Мутталлиб пришёл, взял его и принес к Каабе, где обратился к Аллаху с мольбами и словами благодарности, после чего избрал для него не имевшее широкое распространение в их среде имя Мухаммад (хвалимый), а на седьмой день сделал ему обрезание, как это было принято у арабов.
Для того чтобы дети привыкали к жизни в суровых условиях пустыни и легче в будущем переносили невзгоды и лишения, у арабов был обычай отправлять младенцев в пустыню к жившим там кормилицам, которые заботились о них и кормили их своим молоком. Мухаммад , был показан кормилицам из племени бану сад, которые специально пришли в Мекку за грудными детьми. Так как ребенок остался сиротой, никто из них не соглашался брать его. Одна из кормилиц, Халима бинт Абу Зувайб, не нашедшая ребенка для вскармливания, согласилась принять и кормить Мухаммада . Несмотря на наступившие трудные времена из-за засухи, племя Бану Саад смогло выжить. Ребенок-сирота оказался благословением Аллаха, и от маленького Мухаммада исходила благодать. Когда ему исполнилось четыре года или пять лет, произошло событие, связанное с рассечением его груди. Однажды, когда посланник Аллаха играл с детьми, к нему явился архангел Джибриил (Гавриил), который схватил его, повалил на землю, рассёк ему грудь, достал сердце, извлёк оттуда сгусток крови и сказал: « Это – удел шайтана в тебе!» Потом он омыл сердце водой Замзама в золотом тазу, соединил его края и вернул на прежнее место. После этого происшествия Халима так испугалась за ребенка, что вернула его матери.
Мухаммад , в сени материнских ласк прожил недолго. Когда ему исполнилось шесть лет, он с матерью Аминой и рабыней Умм-Айман отправился в Ясриб, где познакомился со своими родственниками по материнской линии из племени Наджар. На обратной дороге Амина умирает от тяжелой болезни. Таким образом, в шестилетнем возрасте Мухаммад , остается круглым сиротой.Воспитание мальчика взял на себя его дедушка Абд аль-Мутталиб. Он любил и ласкал внука, чувствуя в нем благо. Однако периоду опекунства деда не суждено было продолжаться долго. Мальчику было восемь лет, когда дед умер и опекуном стал дядя Абу-Талиб, который, как родного сына радушно принял его в свою семью. Он заботился о своём племяннике наилучшим образом. Он присоединил его к своим собственным сыновьям, отдавал ему предпочтение перед ними, относился к нему с большим уважением, высоко ценил его и всячески поддерживал более сорока лет.
Юный Мухаммад с ранних лет отличался скромностью и честностью. В двенадцатилетнем возрасте во время делового визита в Сирию он встретил монаха по прозвищу Бахира, который предсказал то, что он будет пророком. Взяв посланника за руку он сазал: « Это - господин обитателей миров, и его Аллах пошлёт к людям как милость для миров! Я узнаю его по печати пророчества величиной с яблоко, которая находится ниже плеча».
Союз Честных
В 16-ти летнем возрасте на Мухаммада произвело большое впечатление создание в Мекке "Союза честных", к заключению которого призвали пять родов племени курайш: бану хашим, бану аль-мутталиб, асад бин абд аль-узза, зухра бин киляб и тайм бин мурра. Цель этого союза заключалась в защите прав купцов. Так, например один йеменский торговец продал свой товар человеку из племени Курейш по имени Аль-Ас бен Ваиль, который отказался оплатить стоимость. Йеменскому торговцу ничего не оставалось, как только обратиться с жалобой к курейшитам. Когда об этом узнали члены рода Хашем, их охватило желание помочь обиженному, и они договорились вставать на сторону всякого оскорбленного. Отправившись к Аль-Асу бен Ваилю, они вынудил его заплатить то, что причиталось торговцу. Этот договор о защите обманутых обиженного был назван "Союзом честных". Мухаммад упоминает об этом союзе: "Я был вместе со своими дядьями в доме Абдуллы бен Джудана при заключении союза, который дороже мне красных верблюдов и если бы я был призван в него в Исламе, то согласился бы".
Посланник упомянул об этом союзе, дабы мы поняли, что поддержка слабого и помощь страждущему должна быть любимыми делами истинного мусульманина.
Женитьба На Хадидже
В ранней юности у посланника Аллаха, не было определённого занятия, но, согласно многим сообщениям, он пас овец. К двадцатипятилетнему возрасту, он пользовался репутацией кристально честного и доброжелательного человека. Большинство его друзей и знакомых говорили о нем как о том, которому можно довериться. Вскоре ему предложили работу у одной богатой вдовы, которая доверила ему свой торговый караван с товаром. Предприятие увенчалось большим успехом и принесло неожиданно большую прибыль. Богатая вдова, которую звали Хадиджа, была убеждена, что этим успехом предприятие обязано не только благоприятными условиям сирийского рынка, но в большей степени честности и предприимчивости того, кто возглавил караван. К этому времени Хадидже было сорок лет, и она была уже дважды вдовою. Она была благородна, пользовалась большим уважением. Женитьба Пророка и Хадиджы состоялась, когда ему было 25 лет, а ей сорок и эта женитьба была благословенна Аллахом. Бедный человек, сирота с детства, сделал свой первый шаг к преуспеванию. Он стал богатым. Но то, как он поступил с доставшимся ему богатством, поучительно для всего человечества. Вскоре после женитьбы Хадиджа почувствовала, что коль скоро жена богата, а муж беден, это неравенство не приведет ни к чему хорошему. Она предложила передать свое имущество и своих рабов во владение мужу. Пророк , удостоверясь, что Хадиджа предлагает это от чистого сердца, сказал ей, что как только он вступит во владение рабами, он всем им даст свободу. Так он и поступил. Более того, большую часть богатства, полученного от Хадиджы, он роздал среди бедных. Среди рабов, отпущенных Пророком на свободу, был некто Зейд. Он оказался более утонченным и более сметливым, нежели остальные. Он принадлежал к респектабельной семье, похищен еще в детстве; его продавали в разные места, пока он не очутился в Мекке. Юный Зейд, едва получив свободу, понял, что лучше пожертвовать ею ради того, чтобы быть рабом у Пророка. Когда Пророк отпустил рабов, он отказался уйти вместе со всеми и попросил разрешения остаться рядом с Пророком.
Хадиджа родила ему всех его детей, кроме Ибрахима. Это: аль-Касим, ,Зейнаб, Рукаю, Ум-Кульсум, Абдаллах и, наконец, Фатиму-ззахра, ставшею женой двоюродного брата пророка Али бин Абу-Талиба, да будет Аллах доволен им.
Оба его сына умерли в раннем детстве, а дочери еще при его жизни, после замужества. Только Фатима скончалась через шесть месяцев после его смерти.
Реконструкция Каабы и Установка Камня
Как уже отмечалось, Мухаммад с молодости отличался чистотой и честностью. Не смотря на царившие тогда в его окружении пристрастия к алкоголю и азартным играм, он не участвует ни в одном, ни в другом. Даже враги не могли обвинять его во лжи: занимаясь торговлей несколько лет, он ни разу не был вовлечен в нечестные сделки. Мухаммад никогда не использует оскорбительный язык; все, кто имеют с ним отношения, доверяют ему. Так, однажды на его суд предоставили очень важное дело, касающееся строительства Каабы. Потоки воды, образовавшиеся после дождей, размывали стены Каабы, построенной пророком Ибрахимом в его сыном Исмаилом, мир им, сотни лет назад и они дали трещины.
Курейшиты решили перестроить ее стены заново. Тогда посланнику исполнилось тридцать пять лет. Кааба реконструировалась за несколько лет до начала ниспослания Корана, и черный камень должен был быть заложен в стену Каабы. Этот камень имел особое значение для всех арабов. Разгорелся спор среди вождей племен, споривших по поводу того, кому должна быть оказана честь установки камня. Это почитание можно отнести к тому факту, что этот камень был связан с именем Пророка Ибрахима, мир ему, великого праотца арабов. Конфликт усилился, и дело почти дошло до столкновения, наконец, договорились, что судьей в споре будет тот, кто первый войдет к ним через ворота мечети.
Первым вошедшим оказался Мухаммад . "Он честен и верен, - сказали люди, - мы примем его суд". Подойдя к ним и выслушав их слова, он попросил дать ему накидку и положил камень на её середину, а потом предложил вождям племен взяться за её края и поднять камень, когда же они поднесли его туда, где он находился прежде, он собственноручно установил его на место, и все согласились с этим благоразумным решением. Так Мухаммад не допустил межплеменной войны и кровопролития.
Уединение в Пещере Хира
Еще до начала своей пророческой деятельности Мухаммад , любил уединяться, быть вдали от людей,подолгу молчал, что пригодилось в периоды размышления и попыток постижения истины. Он испытывал отвращение к суевериям,не пил вина, не ел мясо животных,которых приносили в жертвы идолам, и не принимал участия в празднествах посвящённых всевозможным божествам, напротив с самой ранней юности он испытывал такое отвращение к этим божествам,что не было для него ничего ненавистнее их. Он поднимался на вершину мекканской горы, где находилась пещера под названием Хира. Там, созерцая и размышляя, он проводил дни и ночи. Он брал с собой пищу, а когда она заканчивалась, шел домой, брал новые припасы и возвращался снова.
Начало Пророчества
Когда пророку исполнилось сорок лет, что является возрастом расцвета, появились первые признаки пророчества.Это нашло своё отражение в том, что он начал видеть истинные видения, и все эти видения, являвшиеся одной из сорока шести составных частей пророчества, в течении шести месяцев приходили подобно утренней заре, тогда как период пророчества в целом длился двадцать три года.
Однажды ночью, во время третьего уединения Мухаммада в пещере, Аллах пожелал оказать Свою милость обитателям земли,почтил его пророчеством и послал к нему Джибриила с аятами Корана. Верный дух Джибрииль, да будет над ним мир. Это случилось в месяц Рамадан. Джибраил взял его и сильно прижал к своей груди. Он повелел ему читать вслух. Пророк возразил, что ему неведомо, что именно он должен читать. Но Джибрииль, явившийся ему, настаивал, и, в конце концов, сделал так, что Пророк произнес следующие строки:
« Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее.
Он сотворил человека из сгустка крови.
Читай, ведь твой Господь – Самый великодушный.
Он научил посредством письменной трости –
научил человека тому, чего тот не знал.»
(Коран, 96:1-5) (Коран, 96:1-5)
Эти строки, первые из явленных Пророку , стали частью Корана, как и те, что были явлены позднее. Они заключали в себе потрясающий смысл. Они повелевали Пророку восстать и быть готовым возвестить имя Единственного Бога, Единственного Создателя и самого Пророка, и всех остальных людей Кто сотворил человека и посеял в его душе зерно любви к Себе и собратьям. Они повелевали Пророку возвестить Послание Бога и обещали ему помощь и защиту Господа на этой стезе. Эти строки предсказали то время, когда мир будет научен всем видам знания при посредстве пера и будет научен тому, о чем и не слышал ранее. В этих строках содержится вкратце вся суть Корана. Все, что было явлено Пророку в позднейших откровениях, уже содержится в завязи этих строк. В них было заложено основание великого и доселе неведомого прогресса в духовном развитии человека. Мы обратились сейчас к ним потому, что откровение, явленное в них, знаменует великую веху в жизни Пророка . Когда Пророку были низведены первые строки Корана, Он ощутил переполняющий его страх перед той ответственностью, которую Бог решил возложить ему на плечи. После величайшего испытания он вернулся домой чрезвычайно возбужденным, с бледным лицом. На вопрос Хадиджы он ответил, поведав все, что произошло с ним, и сведя в единое целое свои страхи в таких словах: "Слаб я, и как могу я пронести ответственность, Возложенную Господом на мои плечи." Хадиджа отвечала тотчас: "Господь свидетель, не затем Он послал тебя в этот мир, чтобы ты потерпел неудачу и проповедал недостойное, что Ему пришлось бы потом прощать тебе. Как мог бы он сделать такое, когда ты так добр и исполнителен в своих отношениях с людьми, помогаешь бедным, и одиноким странникам, и перекладываешь на себя их тяготы? Ты возрождаешь добродетели, потерянные нашей страной. Ты чествуешь своих гостей и утешаешь впавших в отчаяние. Мог ли Господь избрать тебя на злоключение?" (Бухари) Сказав это, Хадиджа привела Пророка к своему двоюродному брату по имени Варака бин Науфал, который был Христианином. Услышав рассказ, Варака произнес: "Я уверен, ангел, снизошедший к Моисею, снизошел и к тебе" (Бухари). Затем несколько дней ниспосылания прекратились и Мухаммад был огорчён до такой степени, что не раз устремлялся в горы, чтобы броситься вниз с какой-нибудь из вершин, но каждый раз когда он собирался сделать это, перед ним появлялся Джибриил и говорил: « О, Мухаммад, поистине ты действительно являешься посланником Аллаха!»- после чего он успокаивался и возвращался домой.
Вскоре он во второй раз увидел ангела Джибриила, восседавшего на троне между небом и землёй и так испугался, что упал на землю, после чего он пришёл домой и сказал: « Укройте меня, укройте меня!» И они укутали его, а потом Всевышний Аллах ниспослал аяты: « О завернувшийся! Встань и увещевай, и Господа своего возвеличивай, и одежды свои очисть, и скверны избегай....» (Коран, 74:1-5) А после этого откровения возобновились с новой силой и стали приходить одно за другим.
Призыв к Исламу
В то время Мекка являлась религиозным центром арабов.В этом городе жили служители Каабы и хранители священных для всех арабов идолов, и поэтому осуществить те или иные преобразования в этом городе было труднее, чем в каком либо удаленном от него месте. Поэтому на первом этапе призыв распространялся тайно.Это длилось три года.Прежде всего посланник Аллаха предложил принять Ислам членам семьи и друзьям.Первой из них была жена пророка, и мать правоверных Хадиджа бинт Хувайлид, затем его вольноотпущенник Зейд бин Хариса, сын его дяди Али бин Абу Талиб, который в то время был ещё ребёнком и жил на попечении посланника, а также его ближайший друг Абу Бакр ас-Сиддик, эфиоп Билал и многие другие да будет доволен ими всеми Аллах.Они приняли Ислам тайно, и пророк тайно встречался с ними, направляя их к этой религии. По прошествии трёх лет призыв всё ещё оставался тайным и индивидуальным, однако за это время успела сформироваться группа верующих, связанных друг с другом отношениями братства, преследовавших единую цель. А после этого посланнику было ниспосланно откровение, обязывавшее его открыто обратиться к народу,выступить против ложных представлений, которых придерживались люди и повести наступление на их идолов.Убедившись, что Абу Талиб взял на себя обязательства защищать его, посланник Аллаха поднялся на холм ас-Сафа и громко закричал: « Йа сабаха-ху! » К нему явились представители всех курайшитских родов и он призвал их к единобожию, вере в его послание и в Последний день. В то время Мекка являлась религиозным центром арабов.В этом городе жили служители Каабы и хранители священных для всех арабов идолов, и поэтому осуществить те или иные преобразования в этом городе было труднее, чем в каком либо удаленном от него месте. Поэтому на первом этапе призыв распространялся тайно.Это длилось три года.Прежде всего посланник Аллаха предложил принять Ислам членам семьи и друзьям.Первой из них была жена пророка, и мать правоверных Хадиджа бинт Хувайлид, затем его вольноотпущенник Зейд бин Хариса, сын его дяди Али бин Абу Талиб, который в то время был ещё ребёнком и жил на попечении посланника, а также его ближайший друг Абу Бакр ас-Сиддик, эфиоп Билал и многие другие да будет доволен ими всеми Аллах.Они приняли Ислам тайно, и пророк тайно встречался с ними, направляя их к этой религии. По прошествии трёх лет призыв всё ещё оставался тайным и индивидуальным, однако за это время успела сформироваться группа верующих, связанных друг с другом отношениями братства, преследовавших единую цель. А после этого посланнику было ниспосланно откровение, обязывавшее его открыто обратиться к народу,выступить против ложных представлений, которых придерживались люди и повести наступление на их идолов.Убедившись, что Абу Талиб взял на себя обязательства защищать его, посланник Аллаха поднялся на холм ас-Сафа и громко закричал: « Йа сабаха-ху! » К нему явились представители всех курайшитских родов и он призвал их к единобожию, вере в его послание и в Последний день.
Учение Мухаммада излучало добро и свет. Постепенно вокруг него стали собираться обиженные и обездоленные, рабы и бесправные женщины. Старейшины Мекки почувствовали в этом угрозу своему порядку, и решили сокрушить это учение силой. Уверовавшие подвергались жесточайшим преследованиям,некоторые были замучены до смерти. Рабов, принявших новую веру, проволакивали по горячему песку и камням. Сам Пророк не избежал последствий гнева. Его неоднократно публично унижали и забрасывали камнями. Эти жестокости, вопреки ожиданиям старейшин, наоборот привлекали все больше и больше людей к новой вере.
Итак, ситуация накалялась все больше. Пророк обратился к мекканцам с посланием, в котором просил людей задуматься о своем неправильном образе жизни и совершать добрые деяния, помогая друг другу. Тогда мекканцы обратились к дяде Мухаммада, Абу Талибу, с требованием выдать им племянника или переубедить его призывать народ под угрозой отказа от авторитета Абу Талиба. После долгих и тяжелых раздумий дядя решил стать на сторону своего племянника. Когда насмешки стали превращаться в одобрение, и безразличие - в привязанность, старейшины Мекки почувствовали беспокойство. Они собрались, чтобы держать совет, и решили, что с этой угрозой одними насмешками уже не справиться. Нужны были более сильные и эффективные средства. Влияние Мухаммада следовало сокрушить силой. Было решено, что пришло время организовать преследования. Вскоре были предприняты и практические шаги.
Мекка стала ареной серьезного конфликта, направленного против Ислама. Пророк и его немногочисленные последователи более не считались безумцами, они были названы влиятельной силой, которая по мере своего роста будет представлять все большую опасность для верований, престижа, традиций и обычаев старой Мекки.
← Назад
|