Жизнь последнего пророка Мухаммада - Часть 4
Переселение и Жизнь в Медине
Мединцы возвратились в родной город, и Пророк , и его последователи стали готовиться к исходу. Семья за семьей стали исчезать из Мекки. Мусульмане, веря в близкое установление власти Аллаха, исполнились мужества. Иногда целая улица оставалась пустой в течение одной ночи. Поутру мекканцы видели двери домов запертыми и убеждались, что обитатели их переселились в Медину. Растущие влияние Ислама повергло их в изумление. В конце концов, в Мекке не осталось ни одного мусульманина, кроме нескольких обращенных рабов, самого Пророка , Абу Бакра и Али. Мекканцы поняли, что и этот маленький отряд собирается покинуть Мекку. Вожди собрались на совет. Курейшиты стали обдумывать план выхода из создавшегося положения. Чтобы сподвижники не смогли связываться с Мухаммадом , некоторые предложили держать его в тюрьме до самой смерти. Однако это предложение не приняли, так как его последователи могли собраться вне Мекки и попытаться вызволить его из тюрьмы. Другие предложили изгнать его из города, но с этим не согласились, потому что сподвижники могли собраться и напасть на Мекку. Наконец сошлись на том, что на ночь у дверей Мухаммада следует оставить группу молодежи, причем из каждого племени по одному человеку, которая должна будет убить его утром, когда он будет выходить из дома.
При этом кровь Мухаммада ляжет на все племена, и его род не сможет вести войну против всех арабов и будет довольствоваться выкупом. Они были полностью убеждены в успехе этого подлого заговора. Однако всем распоряжается Аллах, владеющий и небесным и земным царством, Он делает , что пожелает и оказывает покровительство, а Ему покровительства никто оказать не и силах, и Он сделал то, о чём впоследствии сказал пророку: « (Вспомни,) как пускались на хитрости против тебя те, которые не уверовали, чтобы захватить тебя, или убить, или изгнать тебя. Они пускаются на хитрости и Аллах (тоже) идёт на хитрость, (ведь) Аллах лучший из прибегающих к хитростям!» Несмотря на полную готовность курайшитов, они потерпели позорный провал. В этот критический момент посланник попросил Али бин Абу Талибу лечь в его постель вместо него, а сам вышел из дома,прошёл через их ряды,взяв горсть земли он осыпал ею их головы и они не увидели его.При этом он читал аят: «.... и Мы воздвигли перед ним преграду и позади них преграду и набросили покров (на глаза) их, так, что они не видят (Коран 36:9) Затем он последовал к дому Абу Бакра и они вместе с ним покинули город и укрылись в пещере, носившей название Саур, расположенной под холмом в нескольких километрах от Мекки. За беглецами была организована вооруженная погоня, которая достигла пещеры Саур. Но преследователи не догадались о нахождении здесь беглецов.
Мекканская тирания была обречена на бесславный конец. Исламу было суждено развиваться. Преследователи были введены в заблуждение. Они усомнились в суждениях следопыта. "Пещера слишком на виду", - говорили они, "Чтобы кто-нибудь мог укрыться в ней, к тому же она полна змей и скорпионов." Если бы они продвинулись чуть внутрь, они могли бы обнаружить обоих скрывающихся. Но они не сделали этого и, не слушая следопыта более, возвратились в Мекку.
Но за их поимку была назначена большая награда. Бедуинский вождь, Сурака бин Малик, таки напал на след беглецов. Но, едва настигнув их, он был остановлен Божественным провидением. На память Мухаммад оставил ему бумагу, на которой было написано его пророчество, которое впоследствии сбылось.
Возвратимся к нашему повествованию о хиджре (переселение). Хиджра оказала громадное влияние на историю Ислама. Поэтому, как мы видим, Омар бин Хаттаб, да будет доволен им Аллах, начинает вести летоисчисление от хиджры, поскольку в глазах мусульман роль ее была очень велика. С хиджрой пришел конец эпохе слабости и унижения мусульман, и началась эпоха величия и мощи.
После того, как Пророк отпустил Сураку, он продолжил свой путь беспрепятственно. Достигнув Медины, он увидел, что народ нетерпеливо ожидает его прибытия.
Вести о том, что Пророк покинул Мекку, достигли мединцев, и они ожидали его. Целые группы людей отходили на километры от Медины, чтобы первыми встретить Пророка . Выходя на рассвете, они разочарованными возвращались под самый вечер. Когда, наконец, Медина оказалась на виду, Пророк решил ненадолго остановиться в ближайшем к городу селении Куба. Некий еврей увидел двух верблюдов с седоками и понял, что они несут на себе Пророка и его товарищей. Взойдя на возвышенность, он закричал: "Сыны Кайлы, тот, кого вы ожидаете, прибыл!" Все, кто слышал этот крик, бросились из Медины в Кубу, в то время как жители Кубы, ликуя от радости по поводу того, что видят Пророка в своей среде, пели песни в его честь.
Пророк оставался в Кубе четыре дня. Здесь была заложена первая в Исламе мечеть. Мечеть эта была очень скромной: пол земляной, а крыша из обыкновенных пальмовых бревен.
Пророк не входил в Медину с восточной стороны. Когда Мединцы называли его "луной четырнадцатой ночи", они хотели этим сказать, что жили во тьме, пока Пророк не пришел, чтобы пролить свой свет на их невежество. День, в который Пророк вошел в Медину, был пятницей двенадцатого числа месяца раби аль-авваль первого года хиджры, что соответствует двадцать седьмому сентября 622 г. Первым шагом, который предпринял посланник Аллаха, стало строительство мечети пророка при этом активно участвуя в нём. Он велел возвести её на том месте, где опустилась на колени его верблюдица. Так пресветлая Медина стала единым центром Ислама, а территория ее - неприступной крепостью для любого противника.
К этому периоду относится вменение в обязанность давать закят и соблюдать пост в месяц Рамадан. Были созданы границы, и Ясриб - мусульманское государство - окрепло. В нем громко звучали азаны, призывавшие мусульман поклоняться одному Аллаху, не придавая Ему сотоварища, ежесуточно, пять раз.
История азана восходит к этим временам: когда мусульмане собирались на молитву в мечети без азана, они приходили не одновременно - одни рано, другие поздно. На эту ситуацию они пожаловались посланнику и договорились, что у них будет большой колокол, в который будут бить для того, чтобы люди знали - пришло время молитвы и всем вместе надо идти в мечеть.
Купить бревно для крепления колокола отправился Омар бин Хаттаб. Однако на следующий день он вернулся ни с чем, сказав: "О, посланник Аллаха, сегодня ко мне пришел призрак со словами: "Не делай колокола, а призывай на молитву азаном".
Рассказывая это Пророку , он вдруг услышал голос Биляля, призывающего к молитве словами:
"Аллаху Акбар! Аллаху Акбар!.."
Омар с удивлением сказал: "Билял кричит так, как я слыхал ночью".
Пророк, улыбаясь, заметил: "Откровение упредило тебя в этом. Клянусь Аллахом, не было бы ничего более ненавистным для меня, чем сделать трубу подобно той, которой пользуются евреи для призыва на свои молитвы или сделать колокол, как у христиан".
А Билял продолжал азан:
"Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха,
Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха!
Спешите на молитву! Спешите на молитву!
Спешите ко спасению! Спешите ко спасению!
Аллах Превелик! Аллах Превелик!
Нет божества кроме Аллаха!"
С этого времени люди стали приходить на молитву вовремя и вместе.
А также посланник начал в Медине заключать договоры с евреями и другими племенами. Он заключил контракт, касавшийся всех жителей Медины: мухаджиров, ансаров, евреев. К этому периоду относится вменение в обязанность давать закят и соблюдать пост в месяц Рамадан. Были созданы границы нового мусульманского государства Ясриб. В нем громко звучали азаны, призывая мусульман на молитвы 5 раз в день.
Пророк начал развитие государства на основе законов предписанных в послании. С этой целью он созвал всех жителей Медины - мусульман, христиан, евреев, а также и других проживающих в этой местности, и составил письменный устав законов (своего рода первую Конституцию в мире), где определил права и обязанности граждан и глав государства. Также была признанна полная свобода религии.
Местные языческие племена стали проявлять оживленный интерес к новой вере. Так образовался круг людей, которые принимали Ислам ради престижа. Тем временем Мекканцы очнулись от шока и отправили в Медину разгневанное письмо с требованием выдать им Мухаммада , в противном случае они развяжут войну.
Для улучшения внутренней ситуации в Медине Пророк предпринял идею братания: каждые два мусульманина должны были относиться друг к другу, как два брата. Так, мединский мусульманин стал братом мекканскому, они даже делились имуществом. Но, не смотря на это, войны было избежать нельзя.
Мекканцы решили собрать большую армию, и под прикрытием торгового каравана, возвращающегося из Сирии незаметно передвинуть ее под Медину. Пророк узнал об этих намерениях. Он вышел из Медины с отрядом воинов-мусульман. Достигнув места под названием Бадр, возле которого протекал поток воды, он стал здесь. Но войско противника своей численностью более чем в половину превышало отряд мусульман. Аллах помог мусульманам в этой битве достигнуть победы, послав на помощь им тасячу ангелов, о чем подтверждается в Коране: « Поистине, Я поддержу вас тысячью ангелов, следующих один за другим!» Это означало, что они будут приходить один за другим, а не являться все сразу.Сражение закончилось сокрушительным поражением многобожников и явной победой мусульман. Битва при Бадре стала первым вооружённым столкновением между мусульманами и многобожниками.
Вся Мекка как один кипела гневом на мусульман, что было вызвано горечью поражения и гибелью её лучших воинов и знатных людей. Они были охваченны жаждой мести , в следствии чего готовили план мести. Год спустя они напали на Медину всеми своими силами. Вместо того, чтобы остаться в стенах своего города, мусульманское войско, большей частью состоявшее из молодых и решительных, решило встретить врага в открытом бою. Теперь количественный перевес в сторону мекканцев составлял более, чем четыре раза. Войско Пророка достигло Ухуда. Теперь победа была на стороне курейшитов, многие из мусульман пали в неравном бою.Здесь же пал смертью храбрых Хамза да будет доволен им Аллах.
Вскоре иудеи предприняли попытку убить Посланника Аллаха . Но, предупрежденный Аллахом, Посланник избежал опасности и разгневался, приказав им уйти из страны. В это время против мусульман выступили курейшиты, собрав на свою сторону много союзных племен. Мусульмане оказались в осаде, которую выдерживали месяц. В результате Аллах опять подержал своего Посланника, послав на войско врага сильный ветер.
В шестом году Хиджры Мухаммад вместе с 1400 мусульманами выступил в путь, чтобы совершить умру. Доехав до Худейбии, долины, расположенной западнее Мекки, они встретили курейшитов, которые преградили им дорогу. В результате этого завязалось столкновение, но в нем погибло немного людей. Мекканцы испугались, и быстро сообразили, что надо заключать перемирие. Они предложили свои условия, где предлагалось прекратить войны между мусульманами и курейшитами на 10 лет. Там было также несколько несправедливых условий, но Пророк проявил мудрость и согласился, хотя многих мусульман охватил гнев.
После заключения Худейбийского перемирия положение мусульман окрепло, и Пророк направил послания к королям и правителям разных стран, призывая их принять Ислам. На письма он ставил печать, изготовленную из серебра, где было выгравировано "Мухаммед, Посланник Аллаха". Многие из них реагировали по-разному: одни с радостью принимали предложенное, отправляя взамен гонцов с подарками, другие убивали делегатов Перемирие положило начало новому периоду развития Ислама.
Так Ислам стал прокладывать себе путь во все соседние страны. Это означало, что миссия Мухаммеда не ограничилась лишь его собственной страной, а устремлена и к остальному миру.
В седьмом году Хиджры Посланник Аллаха приказал готовиться к походу против хейбарских евреев, являющихся самыми большими подстрекателями союзников против мусульман в их походе на Медину. Они заключали союз с каждым, кто враждебно относился к Пророку. Мухаммад выступил на Хейбар, оставшись там на ночь, а сутра, не услышав призыва на молитву, напал на местных жителей. Почуяв опасность, иудеи стали просить пощады, и посланник так и сделал, отобрав у них все средства.
На следующий год после несостоявшейся умры, как и было предусмотрено договором, Пророк со сподвижниками отправился в Мекку и трижды обошел вокруг Каабы.
Завоевание Мекки
Пророк не торопился брать Мекку, он знал, что время работает на него. К тому же не было причины начинать войну с курейшитами, они не нарушали договора. Он решил отомстить Сирии за то, что там были убиты делегаты, доставляющие призыв принять Ислам. Численностью мусульманская армия была невелика, и опять ее подвела самонадеянность: воины считали, что сражаются не количеством людей, а религией. Понеся достаточно большие потери, они спаслись только благодаря мудрой стратегии военачальника Халида бин аль-Валида, который вывел оставшееся войско в местечко Моту, откуда позднее они смогли капитулировать.
В восьмом году Хиджры, в Рамадане месяце (Декабрь 629 н.э.) Пророк отправился в тот последний поход, который окончательно утвердил Ислам в Аравии. Как было упомянуто ранее, по договору между мекканцами и мусульманами войн не должно было быть в течении 10 лет, но первые нарушили его, напав на союзное племя мусульман. Тогда Пророк собрал войско из разных мусульманских племен, чтобы ответить обидчикам. Теперь войско Ислама было намного большим, нежели в предыдущие разы, составляя 10 тысяч бойцов, и победа была заведомо на их стороне. Жители Мекки во главе с их вождем Абу Суфьяном решили не обнажать мечей, и Пророк с войском мирно вошел в свой родной город.
Пророк направился прямо в Каабу и объехал вокруг святого места на своем верблюде семь раз. Один за другим, он разбивал своим посохом идолов, которых было ровно триста шестьдесят. Затем Мухаммад приказал стереть со стен Каабы нарисованные там картины, за исключением изображения Ибрагима. Это был памятный день исполнения обещаний Бога, так долго ожидаемый всеми мусульманами.
После открытия Мекки арабы стали принимать Ислам в массовом порядке.
Однако племена хавазин и сакиф охватила языческая ярость. Верхушка их собралась на совет и решила:
"Мухаммад закончил борьбу со своим племенем и освободился. Теперь он пойдет войной на нас. Поэтому надо ударить по нему до того, как он ударит по нам".
Итак, они решили сражаться и назначили во главе своего войска Малика бин Ауфа, у которого собрались воины из многих племен.
Посланник Аллаха узнал, что хавазин и сакиф собираются начать против него войну, и вышел навстречу им с двенадцатью тысячами воинов, две тысячи из которых были жителями Мекки, а остальные — те, кто пришел с ним из Медины. Когда армия подошла к лагерю противника, Пророк построил своих воинов, и стал вручать знамена. Мусульман привела в восторг многочисленность их войска, и Аллах быстро наказал их еще до того, как они вступили в бой. Один из воинов сказал:
"Сегодня мы не потерпим поражения из-за малочисленности".
Но он упустил из виду, что никогда не побеждали они своих врагов числом, а только благодаря поддержке Аллаха и крепкой связью с Ним. Как только человек произнес эти слова, как на них из засады в проходах ущелья враг обрушил тучи стрел, ослепивших их. Эта неожиданность, посеяв панику среди мусульман, повергло их в бегство. Только призыв Пророка вовремя образумил их, и, вспомнив про клятву, они объединились и устремились на противника. Со всеми, кто остался после боя, посланник Аллаха двинулся в Тайф. Сакифы, запасшись провиантом, упорно сопротивлялись. Увидев, что время победы над ними еще не пришло, войско Мухаммада захватило пленных и трофеи, и отправилось в местечко Джирану, где Пророк разделил добычу между своими сподвижниками. Хавазины, потеряв свое имущество, детей и продовольствие, решили прислать к Мухаммаду делегацию, которая стала его упрашивать отпустить пленных, так как среди них есть родственники и кормилицы мусульман. Пророк , не раздумывая, согласился, но с условием, что хавазины примут Ислам. Спустя некоторое время неверные стали замышлять интригу против Ислама, распространяя ложные слухи о готовящемся нападении на Медину сирийских войск. В это время в Аравии в связи с неурожаем свирепствовал голод, и Пророк решил направиться со своим войском в Сирию. Но он не собирался нападать без предупреждения; узнав о ложности этих сведений, он, подписав договоры с пограничными племенами, отправился домой. Так удалось избежать очередного кровопролития.
В конце одиннадцатого месяца лунного календаря, Зуль-кадъа, девятого года Хиджры, Пророк послал Абу-Бакра совершить с людьми хадж. Прошло немного времени и Аллах, Великий и Всемогущий, ниспослал начало суры "Бараа". Посланник Аллаха велел Али догнать Абу-Бакра и возвестить о ней людям в день великого хаджа, сказав ему:
"Говори от меня только моим людям".
Тот помчался догонять Абу-Бакра и настиг его. Сиддык спросил Али:
"Посланник Аллаха назначил тебя старшим для проведения хаджа?"
"Нет,"— ответил Али, — он послал меня прочитать людям "Бараа".
Когда паломники собрались в Мине в день жертвоприношения вместе, Али прочитал им тридцать аятов в начале суры, где говорилось о ликвидации договора с язычниками, которые их не соблюдали, с предоставлением им отсрочки на четыре месяца, в течение которых они могли странствовать, где хотят. Также говорилось о завершении договора с язычниками, которые не действовали против мусульман и не нападали на них, до истечения их срока действия. И вот Али провозглашает, что, начиная с этого года, язычник не будет нагим обходить вокруг Каабы. Так, с Аравийского полуострова было изгнано язычество, и осталась только религия единобожия. Много делегаций побывало в тот год в Медине, объявивших о принятии Ислама и своей преданности Пророку . Поэтому тот год назвали годом делегаций.
← Назад
|