Жизнь последнего пророка Мухаммада - Часть 2
Преследования и Противодействие призыву
Ислам угрожал сокрушить и перестроить устаревшее здание Мекканского общества, создать новую твердь и новые небеса, приход которых должен был означать исчезновение старых небес и старого духа Аравии. Мекканцы уже не могли, как прежде, посмеиваться над Исламом. Теперь это стало вопросом жизни и смерти. Ислам был вызовом, и мекканцы приняли этот вызов, так же как во все времена враги Пророков принимали его. Они решили не вдаваться в аргументы и споры, но воздеть меч и сокрушить новое учение силой; не следовать примеру Пророка и его последователей, отвечая на добро добром, но преследовать невинных и оскорблять тех, чья речь была исполнена доброты. И вновь начался в мире конфликт между верой и безверием; силы сатаны объявили войну ангелам. Горстка верующих не имела сил противостоять погромам и насилию неверующих: началась самая жестокая травля. Женщин убивали бесстыдно и безжалостно. Мужчин резали, как скот. Рабов, провозгласивших свою веру в Пророка, проволакивали по раскаленному песку и камням. Долгое время спустя, когда Ислам укрепился и вблизи, и вдали, один из первообращенных по имени Хаббаб бин аль-Арат имел случай показать свое тело.
Друзья увидели, что кожа его была затверделой, как шкура животного, и спросили, отчего это. Хаббаб рассмеялся и сказал, что это пустяки - это всего лишь памятка о ранних днях Ислама, когда новообращенных рабов проволакивали по улицам Мекки, обдирая их тела по раскаленным солнцем камням и песку.
Уверовавшие рабы происходили из всевозможных общин. Билял был негром, Шуаиб - греком. Прежде они придерживались разных вер. Джабр и Шуаиб были Христианами, Билял и Аммар - идолопоклонниками. Биляла силой заставили лечь на горячий песок, завалили камнями, и подростки прыгали и танцевали на этих камнях, в то время как хозяин Биляла, Умайя бин Халаф, пытая его, таким образом, заставлял раба отречься от Аллаха и Пророка и петь хвалу мекканским божествам Ляту и Уззе. Но Билял лишь повторял: "Ахад, Ахад...." (Бог - Един)
Раздосадованный, Умайя отдал раба уличным мальчишкам, которым повелел привязать него за шею и так проволочить через весь город по острым камням. Тело Биляла кровоточило, но он все шептал: "Ахад, Ахад..." Позже, когда мусульмане обосновались в Медине, где могли жить и молиться в сравнительном спокойствии, Пророк назначил Биляла муэдзином, то есть тем, кто сзывает верующих на молитву. Будучи африканцем, Билял не умел произносить букву "X" в арабском выражении "Аш-хаду" (Я свидетельствую). Мединские правоверные смеялись над его неправильным произношением, но Пророк устыдил их, сказав, сколь дорог Билял Господу за стоическую веру, доказанную им во время Мекканских мучений и пыток. Абу Бакр выкупил Биляла и остальных рабов, тем самым, узаконив их освобождение. Среди этих рабов был и Шуаиб, удачливый торговец, которого племя курейш продолжало истязать даже после его освобождения. Когда Пророк покинул Мекку, чтобы обосноваться в Медине, Шуаиб хотел последовать за ним. Но мекканцы остановили его. Он не может покинуть Мекку, сказали они, ибо все свое состояние нажил именно в Мекке. Шуаиб предложил им все свое состояние и все сбережения, если они позволят ему уйти. Мекканцы согласились. Шуаиб прибыл в Мекку с пустыми руками и встретился с Пророком, который поздравил его, говоря:"Это была лучшая сделка в твоей жизни".
Большинство этих обращенных рабов было твердо как во внешних, так и внутренних проявлениях веры. Но некоторые были слабы. Однажды Пророк обнаружил Аммара стонущим от боли и утирающим слезы. Увидев Пророка, Аммар покаялся в том, что, будучи, истязаем, принужден был отречься от веры. "Но веруешь ли ты в сердце своем?" - спросил его Пророк. Аммар подтвердил, что верует, и тогда Пророк сказал, что Бог простит ему его слабость.
Отец Аммара Ясир и его мать Самийя тоже были истязаемы неверными. После одного такого случая случилось так, что Пророк оказался рядом. Преисполненный сострадания, он сказал: "О семья Ясира, сноси муки терпеливо, ибо Господь уже приготовил для тебя обитель Рая." Пророческие слова вскоре оправдались. Ясир скончался от пыток, а немного позже Абу Джал умертвил копьем его престарелую жену Самийю.
Зиннира, женщина - рабыня, лишилась зрения от жестокого обращения с нею.
Абу Фукайх, раб Шавфана бин Умайя, был положен на горячий песок, и грудь его была завалена тяжелыми и раскаленными солнцем камнями, отчего он лишился языка. С другими рабами обращались подобным же образом.
Сносить эти жестокости было уже свыше человеческих сил. Но первые правоверные сносили их, ибо их сердца ежедневно укреплялись в вере, получая Господние Откровения. Коран явился одному Пророку , но убеждающий голос Господа явился всем верующим. Не будь этого, Правоверные попросту не смогли бы вынести все истязания, выпавшие им. Оставленные земляками, друзьями и родственниками, они не имели рядом никого, кроме Бога, да и не хотели другого общения. Благодаря Ему мучения казались ничтожными, оскорбления звучали как хвала, и камни казались мягкими как бархат.
Те свободные горожане, кто уверовал, подвергались не менее суровым преследованиям. Старейшины и вожди мучили их самыми различными способами. Усман был состоятельным человеком сорока лет. Тем не менее, когда Курейшиты постановили преследовать мусульман, его дядя Хакам связал его и избивал безжалостным образом. Зубайра бин аль-Аввама, который впоследствии стал великим мусульманским военачальником, собственный дядя завернул в кошму и окуривал снизу дымом, заставляя страдать от удушья. Но Зубайр не отрекался. Он нашел Истину и не мог отказаться от нее.
Абу Зарр из племени Джавар услышал весть о Пророке и пришел в Мекку, желая удостовериться в ее справедливости. Мекканцы разубеждали его, говоря, что они хорошо знают Мухаммада, и его учение ничто иное, как расчеты эгоизма. Это не впечатлило Абу Зарра: он отправился к Пророку , услышал Весть непосредственно от него и был обращен. Он спросил далее, может ли он веровать втайне от своего племени? Пророк ответил, что он может поступать так в течение некоторого времени. Но когда Абу Зарр, проходя по улицам Мекки, услышал, как группа мекканских вождей поносит Пророка и распространяет о нем сплетни, он не смог скрыть тайны своей обращенности, и сразу возразил им в таких словах: "Я свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, Аллах не имеет равных Себе, и Мухаммад - Слуга и Пророк Его". Этот возглас, прозвучавший в самой гуще курейшитов, был воспринят ими как вызов. Они пришли в ярость и принялись избивать его, пока он не упал замертво. Проходивший мимо дядя Пророка Аббас, еще не обращенный, принялся увещевать мучителей от имени жертвы. "Караваны с продуктами идут к вам через земли племени Абу Зарра", - сказал он, - "рассерженное таким обращением с ним, его племя может обречь вас на голодную смерть". Следующий день Абу Зарр провел, не выходя на улицу. Однако еще через день он вновь повстречал ту же группу вождей, которые продолжали оскорблять Пророка, как и прежде. Отправясь к Каабе, он и там застал такую же картину. Он не смог сдержаться, пошел навстречу толпе и громко заявил о своей приверженности вере. И вновь он был сурово избит. Такое же повторилось и в третий раз, после чего Абу Зарр ушел обратно в свое племя.
Сам пророк также не избежал жестокого отношения, направленного против всех Верующих. Однажды он соблюдал, по обыкновению, свою молитву. Группа курейшитов обернула накидку вокруг его шеи и поволокла его: его глаза казались вылезшими из орбит. Случившийся рядом Абу Бакр спас его, говоря истязателям:
"Вы ищете его смерти лишь потому, что он говорит, что Бог - Господин его?" В другой раз, когда Пророк простирался в молитве, обидчики навалили на него верблюжьи тюки, и он не мог подняться пока его не освободили от их непомерной тяжести. В третий раз он проходил по улице, и толпа уличных мальчишек преследовала его, награждая тумаками и крича, что вот-де он объявил себя Пророком. Таковы были ненависть и враждебность, направленные против него и такова была его беспомощность против них.
Дом Пророка осыпали камнями. Всяческий сор и требуха подбрасывалась в его кухню. Много раз его осыпали пылью во время молитвы, так что он был вынужден искать для молитв безопасное место.
Эти жестокости, выказываемые по отношению к слабой и ни в чем на виноватой общине и ее честному, действующему из лучших побуждений, но беспомощному Руководителю, так или иначе, не прошли даром. Наблюдая их, порядочные люди склонялись к Исламу. Однажды Пророк отдыхал на вершине холма Шафа вблизи Мекки. Проезжая мимо, злейший враг Пророка Абу Джахль стал осыпать его грязными оскорблениями. Пророк не возразил ему и ушел домой. Женщина-рабыня, прислуживавшая ему по хозяйству, оказалась свидетельницей этой безобразной сцены. Хамза, дядя Пророка, отважный человек, которого побаивались все сограждане, вернулся в то время с охоты, гордо входя в дом с луком через плечо. Женщина-рабыня не забыла об утренней сцене. Ей было невыносима видеть Хамзу, столь надменно переступающего порог дома. Она принялась упрекать его, говоря, что он воображает себя отважным человеком и всюду ходит с оружием, но не знает, как поступил Абу Джахль этим утром с его невинным племянником. Хамза выслушал рассказ о случившемся. Не будучи уверовавшим, он, тем не менее, обладал благородным характером. Учение Пророка уже воздействовало на него, но не настолько, чтобы он примкнул к верующим открыто. Стоило ему услышать об отвратительных нападках Абу Джахля, как все колебания покинули его, и он почувствовал, что роль стороннего наблюдателя не подходит для него. Он направился прямо к Каабе, где старейшины Мекки собрались, чтобы совещаться о своих делах. Хамза снял с плеча свой лук и сильно ударил им Абу Джахля. "Отныне считай меня среди приверженцев Мухаммада, - сказал он, - ты оскорблял его сегодня утром, зная, что он безответен. Если ты так храбр, выйди и сразись со мной." Абу Джахль был испуган. Его друзья хотели встать на его защиту, но, опасаясь Хамзы и его племени, Абу Джахль остановил их, ибо знал, что открытая схватка будет стоить слишком дорого. Он был вынужден сказать, что искренне пристыжен тем, что позволил себе утром.
Старейшины Мекки осознали всю важность происходящего. Собравшись вместе, они отправились к дяде Пророка Абу Талибу и обратились к нему со следующими словами:
«О, Абу Талиб, поистине ты - человек почтенного возраста, пользуйщийся уважением и занимающийй высокое положение среди нас.Мы просили тебя запретить сыну твоего брата делать то, что от делает, но ты не запретил ему,впредь же мы не станем терпеть поношения наших предков,порицания наших воззрений и осуждения наших богов! Ты обязательно должен остановить его, а иначе мы будем сражаться из-за этого и с ним, и с тобой, пока кто-нибудь из нас не погибнет!»
Абу Талиб встал перед нелегким выбором. Выдать племянника было трудно. Но также трудно было стать изгоем. Деньги не играли среди арабов главенствующей роли. Главным для их престижа было первенство в своей среде. Они жили во имя своего племени, и племя жило во имя вождей. Абу Талиб был чрезвычайно огорчен. Он послал за Пророком и поведал ему о требовании старейшин Мекки.
«Если ты не согласишься - сказал он со слезами на глазах, - либо я должен выдать тебя, либо мое племя изгонит меня.» Пророк относился к своему дяде с очевидной симпатией. Его глаза переполнились слезами, и он сказал:
«О дядя! Клянусь Аллахом, если за отказ от этого дела положат мне солнце в правую руку и слева - луну, я и тогда не откажусь,пока Аллах не приведёт уго к победе или же я не погибну!»
Этот обстоятельный, прямой и искренний ответ раскрыл глаза Абу Талибу. Он погрузился в глубокие раздумья. Несмотря на то, что у него не хватало мужества уверовать, он подумал, что это счастье - дожить до того дня, когда перед ним явилась такая истовая вера и такая готовность к служению. Повернувшись к Пророку, он сказал: «Племянник мой, ступай тем путем, что призывает тебя. Исполняй свой долг. Пусть мой народ откажется от меня. Я не при каких обстоятельствах тебя не брошу»
Когда гнет курейшитов еще более возрос, Пророк посоветовал своим сподвижникам перебраться в Эфиопию, сказав им: "Там король, у которого никого не притесняют. Это - страна правды. Поезжайте туда, пока Аллах не даст вам облегчение".
Переселение в Эфиопию
Значительное количество мусульман перебрались в Эфиопию. Переселение проходило в два этапа. Вначале отправилось 11 мужчин и 4 женщины. Затем 80 мужчин, не считая женщин и детей.
Курейшиты вознамерились причинить вред тем, кто переселился в Эфиопию, попытавшись вернуть их, чтобы вновь подвергнуть своему угнетению. Они послали двух самых хитроумных из своего племени: Амр бен аль-Ас и Абдулл бин Абу-Рабиа, снабдив их подарками для негуса и его патриархов с тем, чтобы они изгнали мусульман из своей страны.
Делегация преподнесла подарки Негусу и его патриархам, и Амр бен аль-Ас сказал королю: "О, король, в твоей стране нашли убежище глупые юнцы, оставившие религию своего народа и не принявшие твою. Они исповедуют религию, которую сами выдумали. Ее не знаем ни мы, ни ты. Нас послали к тебе почтенные люди нашего народа от их отцов и дядей для того, чтобы ты вернул их к ним". Негус был умным и религиозным. Не разобравшись, он не творил суд, и поэтому захотел сам выслушать тех, кто, бросив семью и родину, бежал, оберегая свою религию от своего народа и нашел пристанище в его стране. Он послал за ними и спросил их о религии, которую они приняли. От мусульман говорить стал Джафар Абу-Талиб, двоюродный брат Мухаммада и сказал он хорошо. Он объяснил Негусу, что такое призыв к Исламу, рассказал, как до Ислама они словно волки грабили друг друга, убивали из бедности детей, нарушали родство, поклонялись идолам, распространяли на земле нечестие. Так продолжалось до тех пор, пока их не спас от этого ада Аллах, Всемогущий и Великий, и не вывел их из темноты к свету, послав к ним Мухаммада, который научил их Писанию и мудрости, и привил им благонравие. "И мы уверовали в него", - закончил свой рассказ Джафар. Негус попросил его прочитать что-нибудь из учения, с которым явился Мухаммад . И тогда он прочитал ему аяты из суры "Марьям". Негус слушал аяты Корана и благоговейно плакал. Ему доставила радость эта религия, которая прославляла Ису, мир ему, его мать - праведную Марьям. Наконец негус сказал: "Это и то, что принес Иса, взяты из одной ниши", - то есть: учение Исы и то, что принес Мухаммад, исходят из одного источника. И Негус отказался возвратить мусульман к курейшитам и благословил их на благополучную жизнь в Эфиопии.
Полный Бойкот
В те времена Хамза и Омар да будет доволен ими Аллах принимают Ислам. Вполне естественно, что многобожники впали в замешательство, ведь им было понятно,что если они убьют пророка, то вади Мекки наполнится их кровью.В следствии чего курайшиты решили отказаться от убийства и прибегнуть к иной несправедливости, подобной которой они ещё не совершали. Тогда они заключили договор между собой о бойкоте рода Хашим, рода Посланника , ничего им не продавать и ничего у них не покупать, не брать у них девушек в жены и не выдавать своих. Этот договор они повесили внутри Каабы. В течение 30 месяцев мусульмане подвергались жестокой блокаде. От сильного голода они обессилели. И продолжалось так до тех пор, пока Аллах не послал им того, кто уничтожил этот свиток. После длительного времени в душах некоторых курейшитских мужей проснулось благородство. Пять человек, курейшитов, сговорились порвать этот договор и устроили демонстрацию возле Каабы. Один из них, Зухейр бей Умаййа семь раз на глазах курейшитов обошел вокруг Каабы, а затем воззвал во всю силу своего голоса: "О жители Мекки! Мы вкушаем пищу, носим одежды, а люди рода Хашим гибнут. Я не присяду, пока не порвется этот свиток, вызывающая межродовой раскол. "
Абу-Джахль воскликнул: "Ты лжешь! Она не порвется". Тогда вступили в дело четверо других заговорщиков. Они стали по очереди кричать, поддерживать Зухейра, опровергать Абу-Джахля и осуждать несправедливость. Абу-Джахль растерялся от этого искусного спектакля. До него дошло, что все это было заранее специально подготовлено, и сказал: "Это дело подготовлено еще ночью." Но он не смог противостоять народу и замолчал, чувствуя себя, как на угольях. Аль-Мутим бин Ади подошел к договору и обнаружил, что его съел... термит, оставив только начало: "С Именем Твоим, о Аллах.." Так завершилось это несчастье, изнурявшее мусульман почти три года. А Пророк перед тем, как произойти этому событию, поведал своему дяде: "Дядя, Аллах послал термита на их свиток. Он съел все несправедливое в ней и оставил имя божье." И было это чудо Пророка .
Год Скорби
После всего этого пришел год скорби.Болезнь сразила Абу Талиба, и вскоре он умер.Перед его смертью посланник просил его произнести ,что нет Бога кроме Аллаха,но он не сделал этого, сославшись на то ,что он не может отречся ои религии Абд Аль-Мутталиба. Через два или три месяца после смерти Абу Талиба скончалась и мать правоверных Хадиджа в возрасте шестьдесят пять лет .Сердце пророка содрогалось от печали и боли. Смерть Хадиджи и Абу Талиба отразилась и на отношении к мусульманам. Абу Ляхаб, другой дядя Пророка, поначалу склонялся к тому, чтобы принять сторону Пророка. Боль, вызванная смертью брата, и уважение к последнему желанию его были еще свежи в сознании Абу Ляхаба. Но противодействие мекканцев вскоре оказало свое разрушительное действие. Они принялись за старое. Пророк, уча, что неверие в Единство Бога есть грех, наказуемый на Том Свете, оказывается, намеренно противоречил всему тому, что исповедовали их предки, и Абу Ляхаб решил противодействовать Пророку больше, чем когда-либо. Отношения между мусульманами и мекканцами натянулись до предела. Трехлетний бойкот, и блокада углубили пропасть промеж ними. Собрания и проповеди казались невозможными. Пророк терпеливо выносил скверное обращение и гонения, коль скоро у него еще была возможность встречать и учить народ. Но теперь это казалось немыслимым в Мекке. Не говоря уже об общем противостоянии, он не мог более появляться на улице или в каком-нибудь публичном месте. Если он все же появлялся, его забрасывали пылью, прогоняли домой. Однажды он вернулся домой с головой, осыпанной пылью. Его дочь не могла сдержать рыданий, отирая эту пыль. Пророк просил ее не плакать, когда Господь пребывает с ним. Дурное обращение не огорчало Пророка . Он даже приветствовал его, как доказательство внимания к его Посланию. Пророк возвратился разочарованным и пребывал в этом состоянии, пока голос Бога убедил его вновь идти в народ. Пророк потерял всякую надежду на то, что его народ примет учение и решил отправиться в Тайф, небольшой городок недалеко от Медины. Сопровождаемый только одним товарищем, Зейдом, вскоре он зашел в город, но местное население приняло его враждебно, закидав камнями и выдворив из города.
Ночное Путешествие и Вознесение
После возвращения Посланника Аллаха из Тайфа, Аллах ниспослал ему величайшее утешение. Он ночью был перенесен в мечеть аль-Акса в Иэрусалим верхом на животном по имени Бурак, в сопровождении ангела Джибрила. Там он был имамом во время молитвы пророков. Затем он был вознесен на нижние небеса - и там увидел отца людей Адама, далее - на второй ярус небес - и там Иса и Яхья, затем на третий, - а там Йусуф, затем на четвертый, - а там Идрис. На пятом он увидел Харуна, на шестом - Мусу, после чего был вознесен на седьмой - там он встретил Ибрахима, затем он достиг лотоса крайнего предела, далее был поднят к "Аль-Бейт аль-маамур" (Небесной Каабе) - и там увидел Джабрила в его настоящем виде. С Мухаммадом говорил Аллах, который дал ему откровения, и вменил в обязанность для мусульман пятикратную молитву вместо пятидесятикратной, каждый раз, уменьшая количество молитв после того, как посланник советовался с Мусой. В ночном путешествии участвовали тело и дух, и Аллах разговаривал с ним без посредников. Этим самым Аллах показал ему там великие знамения.
← Назад
|