Глава 2. Ар-Раййан - для постящихся.
855 (1896). Передают со слов Сахля, да будет доволен им Аллах, что пророк сказал: “Поистине, есть в раю врата, называемые «Ар-Раййан», через которые будут входить (туда) постящиеся в День воскресения, и не войдёт через (эти врата) никто, кроме них. Будет сказано: «Где постившиеся?», и они поднимутся, и не войдёт через (эти врата) никто, кроме них, а когда они войдут, (эти врата) будут закрыты, и больше никто не войдёт через них”.
Глава 3. О том, как следует говорить - “рамадан” или “месяц рамадан”, и о том, кто считал, что оба выражения (приемлемы).
856 (1898). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха сказал: “Когда наступает рамадан, врата рая открываются”.
(1899). В другой версии (этого хадиса) со слов (Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах,) сообщается, что посланник Аллаха сказал: “Когда наступает месяц рамадан, небесные врата открываются, а врата ада запираются и шайтаны сковываются цепями”.
857 (1900). Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
– Я слышал, как посланник Аллаха сказал: “Когда увидите его *5., (начинайте) поститься, и когда увидите его *6., прекращайте поститься, а если будет облачно и вы (его не увидите), тогда определяйте по нему *7.”, имея в виду молодой месяц в рамадане.
Глава 4. О том, кто не прекращает лгать и поступать по лжи во время поста.
858 (1903). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха сказал: “Если (человек) не прекратит лгать и поступать по лжи, то Аллаху не нужно будет, чтобы он отказывался от своей еды и питья”. *8.
Глава 5. Следует ли тому, кого станут бранить, говорить: “Поистине, я пощусь!”
859 (1904). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха сказал: “Аллах Всевышний сказал: «Любое дело сына Адама (делается им) для себя, кроме поста, ибо, поистине, он - для Меня, и Я воздам за него».”
(Посланник Аллаха также сказал): “Пост является щитом, и в тот день, когда кто-нибудь из вас будет поститься, пусть избегает всего непристойного *9. и не шумит *10.; если же кто-нибудь станет бранить его или (попытается) завязать с ним ссору, пусть скажет (такому): “Поистине, я — человек, соблюдающий пост!” Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса, а постящийся испытает две радости: он порадуется, когда станет разговляться, а когда встретится он со своим Господом, порадуется он тому, что постился”.
Глава 6. Соблюдать пост (рекомендуется) тому, кто боится безбрачия. *11.
860 (1905). Сообщается, что Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды, когда) мы были вместе с пророком он сказал: “Пусть женится тот, кто может (жениться) *12., поскольку это в наибольшей степени способствует потуплению взоров *13. и защите половых органов *14.; тому же, кто жениться не может, следует поститься, ибо пост для него (будет подобен) холощению”.
Глава 7. Слова пророка, : “Когда увидите его, (начинайте) поститься, и когда увидите его, прекращайте поститься…”
861 (1907). Передают со слов Абдуллаха бин Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха сказал: “В месяце (может быть и) двадцать девять ночей *15., а поэтому не начинайте поститься, пока не увидите его *16., если же будет облачно, то доведите счёт до тридцати”. *17.
862 (1910). Передают со слов Умм Саламы, да будет доволен ею Аллах, что однажды пророк поклялся не приближаться к своим жёнам (целый) месяц, а по истечении двадцати девяти дней он пришёл (к ним) утром или вечером. Кто-то сказал ему: “Ты же поклялся не входить (к ним целый) месяц!” - на что он сказал: “Месяц (может) состоять и из двадцати девяти дней”.
Глава 8. Два праздничных месяца не уменьшаются.
863 (1912). Передают со слов Абу Бакры, да будет доволен им Аллах, что пророк сказал: “Два месяца не уменьшаются. (Это) два праздничных месяца: рамадан *18. и зу-ль-хиджжа”. *19.Глава 9. Слова пророка, : “…мы не (умеем) ни писать, ни считать”.
864 (1913). Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк сказал: “Поистине, мы - народ неграмотный и не умеем ни писать, ни считать, месяц же (может) быть и таким, и таким”, имея в виду, что иногда он состоит из двадцати девяти, а иногда - из тридцати (дней).
Глава 10. Не следует поститься за день или за два дня до начала рамадана.
865 (1914). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк сказал: “Пусть никто из вас не начинает поститься за день или за два дня до начала рамадана, если только человек не делает это постоянно *20.: (в таком случае) пусть он постится в этот день”.
Глава 11. Слова Аллаха: Разрешается вам в ночь поста близость с вашими жёнами (, ведь) они являются одеянием для вас, а вы - одеянием для них. “Корова”, 187.
866 (1915). Сообщается, что аль-Бара, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Обычно, когда кто-нибудь из сподвижников Мухаммада постился и наступало время разговения, а он засыпал, не разговевшись, то он уже не ел ни этой ночью, ни весь (следующий) день до вечера. И (однажды) Кайс бин Сырма аль-Ансари постился, а когда наступило время разговления, он пришёл к своей жене и спросил её: “Есть ли у тебя какая-нибудь еда?” Она сказала: “Нет, но я пойду и поищу что-нибудь для тебя”. А он весь день работал, и поэтому его одолел сон, а потом его жена вернулась к нему и, увидев его, сказала: “Тебе не посчастливилось!” А к середине (следующего) дня он упал в обморок и об этом сообщили пророку после чего был ниспослан этот аят:Разрешается вам в ночь поста близость с вашими жёнами… *21.И они очень обрадовались этому, а затем было ниспослано следующее: …и ешьте и пейте, пока заря не позволит вам отличить белую нить от чёрной… *22.
Глава 12. Слова Аллаха Всевышнего: …и ешьте и пейте, пока заря не позволит вам отличить белую нить от чёрной, а потом (снова) поститесь до ночи. “Корова”, 187.
867 (1916). Сообщается, что Ади бин Хатим, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Когда был ниспослан (аят, в котором сказано): …и ешьте и пейте, пока заря не позволит вам отличить белую нить от чёрной…, я взял чёрные и белые путы *23. и положил себе под подушку, а ночью стал смотреть на них, но ничего не смог различить. Утром я пошёл к посланнику Аллаха рассказал их ему обо всём, и он сказал (мне): “Поистине, это – чернота ночи и белизна дня”. *24.
Глава 13. Сколько времени должно пройти от (окончания) сухура *25. до утренней молитвы?
868 (1921). Передают со слов Анаса, что Зайд бин Сабит, да будет доволен им Аллах, сказал: “(Однажды) во время рамадана мы поели перед рассветом вместе с пророком а потом он встал на молитву”.
(Анас сказал):
– Я спросил: “А сколько времени прошло между азаном и сухуром?” Он сказал:“Столько (, что можно было прочитать) пятьдесят аятов”.
Глава 14. Благодать сухура, который не является обязательным.
869 (1923). Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что пророк сказал: “Ешьте перед рассветом, ибо в сухуре благодать”.
Глава 15. О том случае, когда намерение начать поститься *26. появляется у человека днём.
870 (1924). Передают со слов Саламы бин аль-Аква`, да будет доволен им Аллах, что (в своё время) пророк послал одного человека возвестить среди людей в день ашуры *27.: “Пусть поевший больше не ест (или: ...постится), а кто не ел, пусть и не ест (до конца этого дня)”.
Глава 16. О том случае, когда постящийся поднимается утром в состоянии осквернения. *28.
871 (1925, 1926). Передают со слов Аиши и Умм Саламы, да будет доволен Аллах ими обоими, что, когда посланник Аллаха встречал рассвет в состоянии осквернения после близости со своей женой, он совершал полное омовение и (продолжал) поститься (дальше).
Глава 17. Объятия постящегося.
872 (1927). Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Во время поста пророк нередко обнимал и целовал (своих жён, однако) он владел собой лучше любого из вас”.
Глава 18. О том случае, когда постящийся съест или выпьет что-нибудь по забывчивости.
873 (1933). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк сказал: “Если (кто-нибудь) по забывчивости поест или попьёт (во время поста), пусть продолжает поститься и дальше, ибо, поистине, это Аллах накормил и напоил его”.
Глава 19. Если кто-нибудь совершит половое сношение со своей женой во время рамадана и у него не окажется ничего, но ему подадут что-нибудь, пусть искупит это прегрешение *29.
874 (1936). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды,) когда мы сидели вместе с пророком к нему пришёл какой-то человек и сказал: “О посланник Аллаха, я погиб!” (Пророк) спросил: “Что с тобой (случилось)?” Он сказал: “Я переспал с женой во время поста”. *30.Посланник Аллаха спросил: “Есть ли у тебя рабы, чтобы отпустить их на волю?” Он сказал: “Нет”. (Пророк) спросил: “А сможешь ли ты поститься два месяца подряд?”Он сказал: “Нет”. (Пророк) спросил: “А сможешь ли ты накормить шестьдесят неимущих?”Он сказал: “Нет”.
(Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах,) сказал:
– (После этого) пророк (некоторое время хранил молчание), и пока мы находились в подобном положении, пророку принесли полную фиников корзину из пальмовых листьев. Он спросил:“Где (человек,) задавший вопрос?”Он отозвался: “Я(здесь)”. (Тогда пророк) сказал:“Возьми это и раздай в качестве милостыни”.Этот человек сказал:“(Должен ли я раздать это) тем, кто беднее меня, о посланник Аллаха? Клянусь Аллахом, нет в пределах Медины семьи беднее моей!” Тогда пророк стал смеяться так, что показались его зубы, *31.а потом сказал: “Накорми ими свою семью”.
Глава 20. Кровопускание постящемуся и его рвота.
875 (1938). Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророку отворяли кровь и когда он был в состоянии ихрама, и когда он постился.
Глава 21. О соблюдении и несоблюдении поста в пути. *32.
876 (1941). Сообщается, что Ибн Абу Ауфа, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
– (Однажды, когда) мы вместе с посланником Аллаха находились в пути, он велел одному человеку:“Спешься и размешай для меня (еду)”. *33.Этот человек сказал: “О посланник Аллаха, а солнце?!” *34. (Пророк снова) сказал:“Спешься и размешай для меня (еду)”. (Человек) сказал: “О посланник Аллаха, а солнце?!” (Пророк в третий раз) сказал:“Спешься и размешай для меня (еду)”,и тогда тот спешился, размешал для (пророка) еду, и он попил, после чего указал рукой (на восток) и сказал:“Когда увидите, что отсюда надвигается ночь, постящемуся следует разговляться”.
877 (1943). Передают со слов жены пророка Аиши, да будет доволен ею Аллах, что однажды Хамза бин Амр аль-Аслами, который много постился, спросил пророка, : “Следует ли мне поститься в пути?” - (на что) он ответил: “Если хочешь, постись, а если не хочешь, не постись”.
Глава 22. О том случае, когда человек соблюдает пост в течение нескольких дней рамадана, а потом отправляется в путь.
878 (1944). Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что, когда посланник Аллаха отправился в Мекку во время рамадана, *35. он соблюдал пост (в течение определённого времени); но, достигнув аль-Кадида, *36. (пророк) прервал пост, и люди перестали поститься (вместе с ним).
Глава 23.
879 (1945). Сообщается, что Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал: “Однажды (во время рамадана) мы двинулись в путь вместе с пророком в такой жаркий день, что человек из-за сильной жары вынужден был прикрывать голову рукой, и среди нас не было постящихся, если не считать пророка и Ибн Равахи”.
Глава 24. Слова пророка, : “Пост во время путешествия не от благочестия”. *37.
880 (1946). Сообщается, что Джабир бин Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
– (Однажды) посланник Аллаха находившийся в пути, увидел толпу людей (вокруг) человека, которого (они) закрывали от солнца, и спросил:“Что происходит?” (Люди) сказали: “Он постится”.(Пророк) сказал:“Пост во время путешествия не от благочестия”.
Глава 25. Сподвижники пророка не порицали друг друга за соблюдение или несоблюдение поста (в пути).
881 (1947). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: “Мы часто находились в пути вместе с пророком и постившийся не порицал несоблюдавшего пост, а несоблюдавший пост – постившегося”.
Глава 26. О том случае, когда умирает человек, которому предстояло соблюдать пост.
882 (1952). Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха сказал: “Пусть за умершего, которому предстояло соблюдать пост *38., постится (кто-нибудь из его) близких”. *39.
883 (1953). Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
– (Однажды) к пророку пришёл какой-то человек и сказал: “О посланник Аллаха, моя мать, которая должна была поститься в течение месяца, умерла, так следует ли мне соблюдать этот пост вместо неё?” (Пророк) сказал:“Да”,и он сказал (также): “Ведь долг Аллаху более всего заслуживает того, чтобы быть оплаченным!”
Глава 27. Когда постящемуся разрешается разговляться? *40.
884 (1956). Сообщается, что Абдуллах бин Абу Ауфа, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды) мы находились в пути вместе с посланником Аллаха который постился. Когда солнце зашло, он сказал (одному человеку): “Спешься и размешай для нас (еду)”.Этот человек сказал: “О посланник Аллаха, (не подождать ли тебе) до вечера?”(Пророк снова) сказал:“Спешься и размешай для нас (еду)”. (Человек) сказал: “О посланник Аллаха, ты должен (поститься весь) день!” *41. (Пророк в третий раз) сказал:“Спешься и размешай для нас (еду)”,и тогда тот спешился и размешал еду, после чего (пророк) сказал:“Когда увидите, что отсюда надвигается ночь, постящемуся следует разговляться”, и указал пальцем на восток.
Глава 28. Следует спешить с разговением.
885 (1957). Передают со слов Сахля бин Са`да, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха сказал: “Люди не лишатся блага до тех пор, пока не перестанут разговляться быстро”. *42.
Глава 29. (О том, следует ли возмещать пост в том случае,) когда постящийся разговляется в рамадане, а потом показывается солнце. *43.
886 (1959). Сообщается, что Асма бинт Абу Бакр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала: “(Однажды) при жизни пророка мы разговелись в пасмурный день, а потом выглянуло солнце”.
Глава 30. Пост детей.
887 (1960). Сообщается, что ар-Рубаййи` бинт Му`аввиз, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала:
– Утром в день ашуры пророк отправил (глашатая, чтобы возвестить) в селениях ансаров (следующее): “Пусть поевший утром (этого дня) уже не ест до конца его, а соблюдающий пост с самого утра пусть доведёт его до конца”.
(Ар-Рубаййи`) сказала: “С тех пор мы соблюдали пост (в этот день) сами и заставляли поститься наших детей. И мы делали для них игрушки из шерсти, а когда кто-нибудь из них начинал плакать (, требуя) еды, мы давали ему (такую игрушку), пока не наступало время разговения”.
Глава 31. Пост (можно) соблюдать только до рассвета.
888 (1963). Передают со слов Абу Са`ида, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как пророк сказал: “Не поститесь непрерывно *44., а тот из вас, кто захочет сделать это, пусть разговеется перед рассветом (следующего дня)”. *45.
Глава 32. Наказание тому, кто часто соблюдает непрерывный пост.
889 (1965). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Когда) посланник Аллаха запретил соблюдать пост непрерывно, один человек из мусульман сказал ему:“Но ты ведь делаешь это, о посланник Аллаха!” (Пророк) сказал:“А кто из вас подобен мне? Поистине, по ночам Господь мой кормит и поит меня *46.“.Когда же (некоторые люди) отказались прекратить поститься непрерывно, (пророк тоже) стал поститься непрерывно вместе с ними (, не разговляясь сначала) один день, потом ещё один, после чего они увидели молодой месяц. И тогда (пророк) сказал:“Если бы он появился позже, я бы добавил вам”, (имея в виду, что это) послужило бы им примерным наказанием за то, что они отказались прекратить поститься.
(1966). В другой версии (этого хадиса сообщается, что пророк) сказал: “Поистине, по ночам Господь мой кормит и поит меня, а вы делайте столько, сколько окажется вам по силам”.
Глава 33. О том, кто своей клятвой заставил своего брата прервать добровольный пост.
890 (1968). Сообщается, что Абу Джухайфа, да будет доволен им Аллах, сказал:
– В своё время Сальман и Абу-д-Дарда побратались друг с другом благодаря пророку *47.а когда Сальман пришёл навестить Абу-д-Дарду и увидел Умм ад-Дарду *48.в поношенной одежде, он спросил её: “Что с тобой?” Она сказала: “Твой брат Абу-д-Дарда не нуждается в (благах) мира этого”. (Тем временем) пришёл и сам Абу-д-Дарда, который принёс (Сальману) угощение. (Сальман) сказал: “Поешь”. (Абу-д-Дарда) сказал: “Поистине, я пощусь”. (Сальман) сказал: “Я не стану есть, пока не поешь ты!”
(Абу Джухайфа) сказал:
– И он поел, а когда настала ночь *49., Абу-д-Дарда встал на молитву. (Сальман) сказал (ему): “Спи”, и он лёг спать, но (через некоторое время снова) встал на молитву. (Сальман снова) сказал: “Спи”, а в конце ночи Сальман сказал: “Теперь вставай”, и они совершили молитву, а потом Сальман сказал ему: “Поистине, у Господа твоего есть на тебя право, и у души твоей есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право, так отдавай же каждому обладающему правом то, что по праву принадлежит ему!” А потом (Абу-д-Дарда) пришёл к пророку и рассказал ему об этом, пророк же сказал:“Сальман сказал правду”.
Глава 34. Пост в месяце ша`бан. *50.
891 (1969). Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Иногда посланник Аллаха постился так долго, что мы говорили, что он вообще не прерывает поста, а иногда он не постился так долго, что мы говорили, что он вообще не постится. И я не видела, чтобы посланник Аллаха постился в течение целого месяца, если не считать рамадана, как не видела я, чтобы (в каком-нибудь месяце) постился он больше, чем в ша`бане”.
892 (1970). Сообщается, также, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
– Ни в одном месяце пророк не постился больше, чем в ша`бане, и бывало так, что он постился в течение всего ша`бана *51., и он часто говорил:“Беритесь за такие дела, которые вам по силам, ибо, поистине, Аллах не устанет, пока сами вы не устанете”. *52.Что же касается любимой молитвы пророка то ею была такая молитва, что совершалась постоянно, даже если и была короткой, и если он (один раз) совершал какую-нибудь молитву, то потом обычно совершал её постоянно.
Глава 35. О том, что упоминалось относительно поста пророка, и тех периодов, когда он не постился.
893 (1973). Сообщается, что когда Анаса, да будет доволен им Аллах, спросили о посте пророка он сказал: “В какой бы месяц ни хотелось мне видеть его постящимся, я непременно видел его (постящимся), и то же самое случалось, когда я хотел видеть, что он не постится; и когда я хотел видеть, что он молится ночью, я видел, что он молится, и когда я хотел видеть его спящим, я видел его спящим. *53.И я никогда не касался шелков, которые были бы мягче руки посланника Аллаха и никогда не вдыхал аромата мускуса или иных благовоний, который был бы приятнее запаха, исходившего от посланника Аллаха, ”.
Глава 36. Право тела во время поста.
894 (1975). Сообщается, что Абдуллах бин Амр бин аль-Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
– (Однажды) посланник Аллаха сказал мне:“О Абдуллах, мне сообщили, что ты постишься днём и молишься по ночам”.Я сказал: “Да, о посланник Аллаха”. Он сказал:“Не делай (так, но) постись и не соблюдай поста, молись по ночам и спи, ибо, поистине, у твоего тела есть на тебя право, и у глаза твоего есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право, и у гостя твоего есть на тебя право, и, поистине, достаточно будет тебе поститься по три дня ежемесячно, ведь за каждое доброе дело воздастся тебе в десятикратном размере, и это (будет равнозначно) непрерывному посту”. *54.Однако я настаивал, а потом был наказан за это. *55.Я сказал: “О посланник Аллаха, поистине, я чувствую в себе силу!” Он сказал:“Тогда постись, как постился пророк Аллаха Дауд, мир ему, но не больше!”Я спросил: “А как постился пророк Аллаха Дауд, мир ему?” Он ответил:“Через день”.
А когда Абдуллах состарился, он часто говорил: “О, если бы я принял разрешение пророка, !”
Глава 37. Право семьи во время поста.
(1977). В другой версии (этого хадиса) сообщается, что Абдуллах бин Амр бин аль-Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
– Пророк сказал:“Тогда постись, как постился Дауд, мир ему, который всегда постился через день и не обращался в бегство, когда встречал (врага)”.
(Абдуллах) воскликнул: “Мне далеко до этого *56., о пророк Аллаха!” – (на что) пророк дважды сказал: “Вообще не постится тот, кто постится постоянно” *57..
Глава 38. О том, кто пришёл к людям и не стал прерывать у них своего поста.
895 (1982). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды) пророк зашёл к Умм Суляйм, *58.которая подала ему финики и масло. (Пророк) сказал:“Вылейте ваше масло обратно в бурдюк, а финики высыпьте обратно в корзину, ибо, поистине, я пощусь”,а потом он (выбрал для себя) место в доме, встал там, совершил дополнительную молитву и обратился к Аллаху с мольбой благословить Умм Суляйм и её семью. (После этого) Умм Суляйм сказала: “О посланник Аллаха, у меня есть особая просьба”. Он спросил:“Какая?”Она сказала:“(Относительно) твоего слуги Анаса” *59., и тогда он обратился к Аллаху с мольбами о ниспослании мне всех благ, не забыв ни о благах мира вечного, ни о благах мира этого и сказав:“О Аллах, надели его богатством и детьми и благослови его (вэтом)!” /Аллахумма-рзук-ху малян ва валядан ва барик ля-ху!/. и, поистине, (ныне) я - один из богатейших ансаров, а моя дочь Умайна сказала мне, что ко времени появления Хаджжаджа *60.в Басре было похоронено более ста двадцати моих потомков *61.. *62.
Глава 39. Соблюдение поста в конце месяца.
896 (1983). Передают со слов Имрана бин Хусайна, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) он слышал, как пророк спросил одного человека: “О отец такого-то *63., постился ли ты в конце этого месяца?” *64. Этот человек сказал: “Нет, о посланник Аллаха”. (Тогда пророк) сказал: “Когда завершишь пост *65., постись ещё два дня”. *66.
В другой версии (этого хадиса) сообщается, что (пророк) сказал: “(Постись ещё два дня) в конце ша`бана”. *67.
Глава 40. Соблюдение поста в пятницу.
897 (1984). Сообщается, что однажды Джабира, да будет доволен им Аллах, спросили: “Запрещал ли пророк соблюдать пост в пятницу?” – и он сказал: “Да”. *68.
898 (1986). Передают со слов Джувайрийи бинт аль-Харис, да будет доволен ею Аллах, что однажды пророк пришёл к ней в пятницу, когда она постилась, и спросил её: “Постилась ли ты вчера?” Она сказала: “Нет”. Он спросил: “Намереваешься ли ты поститься завтра?” Она сказала: “Нет”, (после чего) он велел: “Тогда прекращай пост”.
Глава 41. Можно ли выделять какие-нибудь дни (для соблюдения поста)?
899 (1987). Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что однажды её спросили: “Выделял ли посланник Аллаха какой-нибудь день (для совершения дополнительных дел поклонения)?” Она сказала: “Нет, его дела были постоянными, а кто из вас сумеет выдержать то, что выдерживал посланник Аллаха, ?”
Глава 42. Соблюдение поста в дни ташрика. *69.
900 (1997, 1998). Передают, что Аиша и Ибн Умар, да будет доволен ими Аллах, говорили: “Не разрешалось поститься в дни ташрика никому, кроме тех, кто не мог найти скота для жертвоприношения” *70..
Глава 43. Соблюдение поста в день ашуры. *71.
901 (2003). Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Во времена джахилийи курайшиты постились в день ашуры и посланник Аллаха также постился в этот день. Когда он прибыл в Медину, то (не перестал) поститься в этот день и велел другим соблюдать этот пост. Когда же в обязанность был вменён пост в рамадане, он перестал (поститься) в день ашуры, *72.и (с тех пор) кто хотел, соблюдал этот пост, а кто не хотел, не делал этого”.
902 (2004). Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
– Когда пророк прибывший в Медину, увидел, что иудеи постятся в день ашуры, он спросил (их): “Что это?”Они ответили: “Это - благой день, тот день, когда Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и (поэтому) Муса стал соблюдать пост в этот день”. (На это пророк) сказал: “Я имею больше прав на Мусу, чем вы!” *73.– после чего стал соблюдать пост в этот день сам и велел делать это всем остальным.
Глава 44. Достоинство совершающего дополнительные ночные молитвы /салят ат-таравих/ в рамадане.
903 (2012). Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что однажды поздно ночью посланник Аллаха вышел (из дома) и стал молиться в мечети, а некоторые люди молились, следуя его примеру (и находясь позади него), наутро же эти люди стали рассказывать (об этом другим. На следующую ночь) их (в мечети) собралось больше, и они помолились вместе с ним, а наутро рассказали (об этом другим). На третью ночь в мечети собралось уже много людей, а когда посланник Аллаха вышел (из дома), он совершил молитву, и они помолились, следуя его примеру, на четвёртую же ночь мечеть уже не смогла вместить (всех желавших помолиться). А наутро пророк вышел на утреннюю молитву, по завершении которой он повернулся к людям, произнёс слова свидетельства и сказал: “А затем, поистине, (то, что вы) находились (здесь), не осталось скрытым от меня, но я побоялся, что (эта молитва) будет сделана для вас обязательной *74., но вы не сможете её совершать!” А потом посланник Аллаха умер, и всё осталось без изменений. *75.
КНИГА О ДОСТОИНСТВЕ НОЧИ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ
Глава 1. Следует ожидать наступления ночи предопределения /ляйлят аль-кадр/ в последние семь ночей рамадана.
904 (2015). Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что однажды нескольким людям из числа сподвижников пророка было открыто во сне, что ночью предопределения будет одна из семи последних ночей (рамадана), и тогда посланник Аллаха сказал: “Я вижу, что ваши сновидения сходятся на семи последних ночах, так пусть же тот, кто ждёт ночи предопределения, ожидает её (наступления) в течение семи последних (ночей)”.
905 (2016). Сообщается, что Абу Са`ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Мы неотлучно находились в мечети вместе с пророком в течение второй декады рамадана, а утром двадцатого числа он вышел (из дома), обратился к нам с проповедью и сказал: “Поистине, мне было возвещено о ночи предопределения, а потом меня заставили забыть о ней *76., но ждите её в одну из нечётных ночей последней декады (рамадана). И, поистине, я видел во сне, что совершаю земной поклон в воде и глине, пусть же тот, кто неотлучно находился в мечети вместе с посланником Аллаха *77., вернётся (обратно) *78.“, и мы вернулись. (В то время) мы не видели на небе ни облачка, но вдруг появились тучи и хлынул такой дождь, что крыша мечети, сделанная из голых пальмовых ветвей, протекла. А потом было объявлено о начале молитвы, и я увидел, как посланник Аллаха совершает земные поклоны в воде и глине, и я увидел также следы, оставленные глиной на его лбу.
Глава 2. Ожидание ночи предопределения в одну из нечётных ночей последней декады (рамадана).
906 (2021). Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк сказал: “Ждите ночь предопределения в последние десять ночей рамадана (, когда) останется девять, или семь, или пять (ночей до конца месяца)”.
907 (2022). В другой версии (этого хадиса), передаваемой со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщается, что посланник Аллаха сказал: “Она (наступит) в одну из (последних) десяти (ночей рамадана) и будет либо одной из первых девяти, либо одной из последних семи (ночей последней декады месяца)”.
Глава 3. (Совершение благих) дел в последние десять дней рамадана.
908 (2024). Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Когда наступали (последние) десять (дней рамадана), пророк потуже затягивал свой изар, *79. занимался по ночам делами поклонения и будил (членов) своей семьи”. *80.
КНИГА НЕОТЛУЧНОГО ПРЕБЫВАНИЯ В МЕЧЕТИ *81.
Глава 1. О неотлучном пребывании в мечети в течение десяти последних (дней рамадана) /и`тикаф/ и о том, что оставаться *82. можно в любой мечети.
909 (2026). Передают со слов жены пророка Аиши, да будет доволен ею Аллах, что в последние десять (дней) рамадана пророк всегда неотлучно находился в мечети (, и это продолжалось) до тех пор, пока Аллах не упокоил его, а после него так же стали поступать и его жёны.
Глава 2. (Находящийся в мечети неотлучно) /му`такиф/ может заходить домой только по необходимости.
910 (2029). Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Находясь в мечети, посланник Аллаха просовывал ко мне свою голову, *83. а я приводила её в порядок, *84. и когда он неотлучно оставался в мечети, то приходил домой только по необходимости”. *85.
Глава 3. Пребывание в мечети (только) в ночное время.
911 (2032). Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что однажды Умар задал пророку вопрос, сказав: “Ещё во времена джахилийи я дал обет провести ночь в Священной Мечети *86.”, *87. (на что пророк) сказал: “Так выполни свой обет!”
Глава 4. Палатки в мечети.
912 (2034). Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что однажды пророк решил провести определённое время в мечети, а когда он подошёл к тому месту, где хотел находиться, оказалось, что там уже было (несколько) палаток (, а именно): палатка Аиши, палатка Хафсы и палатка Зайнаб. *88. (Увидев их, пророк) сказал: “Считаете ли вы *89., что они сделали это из благочестия?” *90.- после чего ушёл и не стал оставаться в мечети (в рамадане), но провёл там десять (дней) в шаввале.
Глава 5. Разрешается ли неотлучно находящемуся в мечети дойти до её ворот в случае необходимости?
913 (2035). Передают со слов жены пророка Сафиййи, да будет доволен ею Аллах, что однажды она пришла навестить посланника Аллаха когда он неотлучно находился в мечети в последние десять (дней) рамадана. Поговорив с ним некоторое время, она поднялась, чтобы вернуться к себе, и пророк поднялся вместе с ней, =тобы проводить её. Когда она дошла до ворот мечети, находившихся у дверей Умм Саламы *91., мимо прошли двое анса-ров, которые приветствовали посланника Ал-лаха, . Пророк сказал им: “Не спешите! Это ведь Сафиййа бинт Хуй-айй!” Они сказали: “Преславен Аллах /Суб-хана-Ллахи/, *92. о посланник Аллаха!” - и им было тяжело (слышать его слова). *93. Тогда пророк сказал: “Поистине, шайтан (проникает) в человека, распространяясь в нём повсюду подобно крови, и, поистине, я побоялся, что он сможет заронить в ваши сердца что-нибудь (дурное)!”
Глава 6. Пребывание в мечети во второй декаде рамадана.
914 (2044). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: “Во время рамадана пророк всегда неотлучно находился в мечети в течение десяти дней, а в год его смерти он провёл там двадцать дней”.
*1. Имеется в виду защита от пламени ада.
*2. Здесь имеется в виду как всё то, что не подобает делать только соблюдающему пост, например половые сношения, так и непристойные поступки вообще, например сквернословие.
*3. То есть не кричит, не ведёт себя нагло и так далее.
*4. Ради Аллаха следует заниматься и всеми иными видами поклонения, но пост стоит особняком, поскольку лишь Аллаху известно, действительно ли соблюдает его человек, и поэтому за него полагается особая награда, о чём известно также только Аллаху.
*5. Имеется в виду молодой месяц в начале рамадана.
*6. Здесь речь идёт о появлении молодого месяца в начале шавваля, следующего лунного месяца.
*7. То есть по молодому месяцу в начале рамадана. Это значит: если будет облачно, отсчитайте тридцать дней с начала рамадана, после чего можете завершить пост.
*8. Поскольку Аллах не нуждается ни в чём, эти слова не следует понимать буквально. Имеется в виду, что в подобном случае Аллах не примет пост человека.
*9. См. примечание № 3 к хадису № 861.
*10. То есть не шумит и не ссорится ни с кем.
*11. Иначе говоря, тому, кто, будучи холостым, опасается совершения прелюбодеяния.
*12. Имеется в виду способность переносить все тяготы брака.
*13. То есть поможет мужчине отводить взоры от всего запретного и от посторонних женщин.
*14. Имеется в виду защита от совершения прелюбодеяния и прочих неподобающих вещей.
*15. Имеются в виду сутки.
*16. То есть молодой месяц.
*17. Это значит: считайте, что в предыдущем месяце, ша`бане, было тридцать дней.
*18. В данном случае рамадан был назван праздничным месяцем из-за своей близости ко дню жертвоприношения 10-го зу-ль-хиджжа.
*19. Эти слова пророка комментаторы объясняют по-разному. Наиболее распространённое толкование сводится к следующему: благие дела, совершаемые мусульманином в течение этих двух месяцев, вознаграждаются в равной степени независимо от того, из двадцати девяти дней они будут состоять или из тридцати.
*20. То есть если эти дни не придутся на тот период, когда человек соблюдает пост и во все остальные месяцы года. например, на середину месяца, на понедельник или четверг и т.д.
*21. “Корова”, 187.
*22. “Корова”, 187.
*23. Имеются в виду путы, которыми спутывали ноги верблюдам.
*24. Иначе говоря, белая и чёрная нити есть не что иное, как аллегорическое обозначение дня и ночи в цитированном выше аяте Корана, который, соответственно, следует понимать так: ешьте и пейте, пока не убедитесь, что с наступлением утренней зари день пришёл на смену ночи.
*25. Сухур - время перед рассветом, когда мусульмане в последний раз перед наступлением дня принимают пищу в рамадане.
*26. Здесь речь идёт о намерении приступить к добровольному посту до полудня.
*27. Ашура - десятый день месяца мухаррам, первого месяца лунного года. Этот день был днём поста для мусульман до 624 года.
*28. Здесь имеется в виду осквернение /джанаба/, например, в результате совершения полового сношения.
*29. Сознательное нарушение поста во время рамадана без уважительной причины относится к числу тяжких грехов.
*30. Имеется в виду дневное время.
*31. Обычно пророк только улыбался.
*32. Само название этой главы служит указанием на то, что соблюдение поста во время поездок является делом добровольным как во время рамадана, так и в других случаях, но пропущенные дни поста во время рамадана надо будет впоследствии возместить.
*33. Речь идёт о савике — походной еде быстрого приготовления, своего рода полуфабрикате, в который перед употреблением нужно было добавить воды.
*34. В этот день пророк постился, и солнце уже зашло за горизонт, но было ещё очень светло, а этот человек считал, что разговляться следует с наступлением полной темноты.
*35. Здесь речь идёт о походе на Мекку в 630 году, завершившемся переходом города под власть мусульман.
*36. Название местности, расположенной между Усфаном и аль-Кудайдом неподалёку от Мекки.
*37. Имеются в виду такие случаи, когда человек постится через силу, нанося самому себе вред и лишаясь возможности делать что-либо иное.
*38. Имеется в виду либо обязательный пост во время рамадана, либо пост по обету, либо пост как искупительное действие.
*39. Многие авторитетные лица считали, что в данном случае имеется в виду, что за каждый пропущенный покойным день поста его близким следует накормить одного неимущего.
*40. См. хадис № 876.
*41. См. примечание № 4 к хадису № 876.
*42. Иначе говоря, разговляться сразу же после того, как время дневного поста будет завершаться.
*43. Большинство улемов придерживается того мнения, что в подобном случае невольно нарушенный пост должен быть возмещён в другое время.
*44. То есть не поститесь и днём и ночью.
*45. Таким образом, следует разговляться хотя бы один раз в сутки, а именно - перед рассветом, если это не было сделано раньше.
*46. Эти слова не следует понимать буквально. Имеется в виду: придаёт мне силы.
*47. Вскоре после переселения в Медину по инициативе пророка между собой побратались несколько десятков мухаджиров и ансаров.
*48. Умм ад-Дарда - жена Абу-д-Дарды, да будет доволен Аллах ими обоими.
*49. Имеется в виду, что прошла уже часть ночи.
*50. Восьмой месяц лунного календаря, предшествующий рамадану.
*51. Имеется в виду, что иногда пророк постился в течение почти всего ша`бана или же большей его части.
*52. То есть Аллах не устанет награждать вас, пока вы не устанете совершать благие дела.
*53. Анас, да будет доволен им Аллах, был слугой пророка в течение десяти лет и имел возможность наблюдать за ним в разных ситуациях. В данном случае речь идёт о том, что дополнительные посты и молитвы пророка совершались им произвольно, а не в какие-то определённые периоды времени.
*54. Поскольку награда за трёхдневный ежемесячный пост увеличится в десять раз и получится так, что человек постится как бы по тридцать дней каждый месяц, иначе говоря, круглый год.
*55. Абдуллах бин Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, имеет в виду, что он не последовал этому совету, а когда он состарился, соблюдать пост так же, как в молодости, оказалось для него очень трудно. Тем не менее он продолжал много поститься и в старости, не желая изменять ничего из того, что он делал при жизни пророка, .
*56. То есть мне трудно сравниться с пророком Даудом, мир ему, в этом отношении.
*57. Имеется в виду, что постящийся постоянно вообще не получит награды за свой пост.
*58. Умм Суляйм – мать Анаса и родственница пророка, .
*59. Умм Суляйм просит пророка обратиться к Аллаху с мольбами за её сына.
*60. См. примечание № 4 к хадису № 773.
*61. Здесь имеются в виду одни только дети, не считая внуков.
*62. Анас был не только богат, но и прожил более девяноста лет.
*63. Пророк обратился к этому человеку по его кунье, сказав: “О Абу фулян…”, что означает “О отец такого-то”. Использование такого выражения передатчиком указывает на то, что он не знал или забыл кунью этого человека. В других версиях этого хадиса сообщается, что пророк сказал: “О такой-то…”
*64. Имеется в виду месяц ша`бан, предшествующий рамадану.
*65. Здесь речь идёт о завершении обязательного поста в рамадане.
*66. То есть ещё два дня в следующем месяце, шаввале.
*67. Судя по всему, этот человек обычно постился в конце каждого месяца, но поскольку пророк запретил поститься в дни, непосредственно предшествующие рамадану, он не стал поститься в последние дни ша`бана. В данном хадисе пророк велит этому человеку возместить пропущенные дни его обычного поста, из чего следует, что от привычных дел поклонения отказываться не следует, даже если речь идёт о соблюдении поста непосредственно перед началом рамадана, на что имеются указания и в других хадисах.
*68. Имеется в виду тот случай, когда человек соблюдает пост только в этот день.
*69. Дни ташрика - одиннадцатый, двенадцатый и тринадцатый дни месяца зу-ль-хиджжа.
*70. Это касается только совершающих хаджж.
*71. См. стр. 356 прим. 2 к хадису №748.
*72. Имеется в виду, что пророк, , перестал вменять его в обязанность.
*73. Пророк имел в виду, что духовно он ближе к Мусе, мир ему, чем отклонившиеся от истинной религии иудеи.
*74.Ибн Хаджар поясняет эти слова следующим образом, считая наиболее предпочтительным первое:
- возможно, здесь имеется в виду, что совершение добровольной ночной молитвы в мечети будет сделано необходимым условием её действительности;
- возможно, пророк опасался того, что такая молитва будет объявлена обязательной для людей, способных её совершать;
- возможно, пророк опасался что такая молитва в рамадане будет вменена в обязанность.
*75. Иначе говоря, ночные молитвы в рамадане остались добровольными и совершались людьми индивидуально.
*76. См. хадис № 31.
*77. В другой версии этого хадиса вместо слов “вместе с посланником Аллаха” сказано “вместе со мной”.
*78. То есть пусть продолжает неотлучно находиться в мечети.
*79. Имеется в виду, что в этот период пророк занимался делами поклонения с особым усердием и удалялся от своих жён.
*80. Для того, чтобы они тоже молились по ночам.
*81. Речь идёт о неотлучном пребывании в мечети с целью совершения молитв, поминания Аллаха и обращений к Нему с мольбами в течение определённого периода времени.
*82. То есть практиковать “и`тикаф”.
*83. Комната Аиши, да будет доволен ею Аллах, примыкала к мечети.
*84. Имеется в виду что она расчёсывала волосы и умащала их маслом.
*85. Здесь речь идёт об удовлетворении естественных потребностей человека и совершении омовения. Разрешается покидать мечеть также для приёма пищи, если некому приносить её туда, и в некоторых других случаях.
*86. То есть у Каабы.
*87. Имеется в виду, что Умар, да будет доволен им Аллах, спросил пророка следует ли ему выполнить этот обет.
*88. Аиша, Хафса и Зайнаб - жёны пророка, .
*89. Пророк обращается к своим сподвижникам, пришедшим в мечеть вместе с ним.
*90. Пророк имел в виду, что это было сделано его жёнами только из ревности.
*91. Умм Салама - одна из жён пророка, .
*92. Смысл этого восклицания в данном случае таков: разве мы можем думать о тебе что-нибудь, кроме хорошего?
*93. То есть им было тяжело сознавать, что пророку могло показаться, будто они подумали о нём что-нибудь плохое.