|
|
Глава 1. Молитва без омовения не принимается.
105 (135). Сообщается, что, когда Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, сказал: “Не будет принята молитва от осквернившегося, пока он не совершит омовение”, один человек из Хадрамаута *1. спросил: “А что такое осквернение /хадас/, о Абу Хурайра?” Он ответил: “Тихое или громкое испускание ветров”.
Глава 2. О достоинстве омовения.
106 (136). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
“Я слышал, как пророк, сказал:“Поистине, в День воскресения к членам моей общины будут обращаться, называя их “гурран мухаджжалина” *2. из-за следов омовения *3., так пусть же тот, кто сможет увеличить свою звезду *4., сделает это”.
Глава 3. Человеку не следует (снова) совершать омовение до тех пор, пока он не убедится. *5.
107 (137). Абдуллах бин Зайд аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, передал, что (однажды) он спросил посланника Аллаха о том (что следует делать) человеку, которому показалось, что во время молитвы он осквернился? *6. (Пророк) сказал: “Пусть не бросает /или: …не прекращает…/(молитву), пока не услышит звук или не почувствует запах”.
Глава 4. Облегчение омовения.
108 (138). Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк заснул (и спал,) пока не начал храпеть, а потом (проснулся) и начал молиться, не совершив омовения *7..
Глава 5. Полное совершение омовения.
109 (139). Сообщается, что Усама бин Зайд, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
– Когда посланник Аллаха,, двинувшийся с Арафата (в Муздалифу), достиг ущелья, он спешился и помочился, после чего совершил облегчённое омовение *8.. Я спросил:“(Настало время) молитвы, о посланник Аллаха?” - а он ответил:“ (Место) молитвы перед тобой”.*9. Затем (пророк, сел верхом; достигнув же Муздалифы, он спешился и совершил омовение уже самым тщательным образом. После этого было объявлено о начале молитвы, и он совершил закатную /магриб/ молитву. Затем каждый человек заставил своего верблюда опуститься на колени на своём месте, а после этого было объявлено о начале вечерней молитвы /‘иша/, и (пророк) совершил эту молитву, а между этими двумя (обязательными молитвами дополнительных молитв) он не совершал.
Глава 6. Омовение лица одной пригоршней воды.
110 (140). Сообщается, что (однажды) Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, совершил омовение, омыв своё лицо (следующим образом): он набрал (одной рукой) пригоршню воды, прополоскал рот и промыл нос, затем набрал пригоршню воды уже двумя руками и омыл лицо. Затем он набрал пригоршню воды и омыл правое предплечье, затем снова набрал пригоршню воды и омыл левое предплечье, затем провёл (влажными руками) по голове, затем набрал пригоршню воды и стал поливать свою правую ногу (до щиколотки), пока не омыл её, затем набрал пригоршню воды и омыл ею левую ногу; (сделав же это) он сказал: “Я видел, что так совершал омовение посланник Аллаха”.
Глава 7. Что следует сказать (перед посещением) отхожего места.
111 (142). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Когда пророк,, собирался зайти в отхожее место, он обычно говорил: “О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от порочности /хубус/ и дурных поступков /хабаис/*10.”. /Аллахумма, ин-ни а`узу би-кя мин аль-хубуси ва-ль-хабаис./
Глава 8. (Необходимо обеспечивать) наличие воды рядом с отхожим местом.
112 (143). Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) когда пророк, зашёл в отхожее место, он принёс ему воду для омовения. (Потом пророк) спросил: “Кто поставил (здесь) это?” Ему сообщили (что это сделал я), и тогда он сказал: “О Аллах, наставь его в религии!”
Глава 9. Не следует обращаться лицом к кибле при удовлетворении малой или большой нужды (если человек находится на открытом месте).
113 (144). Сообщается, что Абу Аййуб аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Посланник Аллаха сказал: “Если кто-нибудь из вас станет справлять большую нужду (на открытом пространстве), пусть не обращается к кибле *11. лицом и не поворачивается к ней спиной. Поворачивайтесь (лицом) к востоку или к западу”.
Глава 10. О выходе женщин из домапо большой нужде.
114 (146). Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что для удовлетворения большой нужды жёны пророка выходили по ночам на аль-Манаси` – обширное открытое место (неподалёку от кладбища Баки` в Медине). Что же касается Умара, то он часто говорил пророку: “Заставляй своих жён надевать покрывала”, однако посланник Аллаха не делал этого. Однажды вечером жена пророка Сауда бинт Зам`а, которая была высокой женщиной, вышла из дома, а Умар обратился к ней (, сказав): “Поистине, мы узнали тебя, о Сауда!” (Он сделал это,) желая, чтобы было ниспослано (откровение относительно необходимости ношения) покрывала, и Аллах действительно ниспослал аят о (необходимости этого). *12.
Глава 11. Запретность использования правой руки для подмывания.
115 (153). Сообщается, что Абу Катада, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Посланник Аллаха сказал: “Когда кто-нибудь из вас будет пить, пусть не дышит в сосуд, а если зайдёт в отхожее место, пусть не дотрагивается до своего полового органа правой рукой и не подмывается правой рукой”.
Глава 12. Совершение однократного омовения /вуду/ каждой части тела. *13.
116 (157). Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “Пророк омывал (каждую часть своего тела) по одному разу”.
Глава 13. Совершение двукратного омовения каждой части тела.
117 (158). Передают со слов Абдуллаха бин Зайда аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, что пророк омывал (каждую часть своего тела) по два раза.
ГЛАВА 14. Совершение трёхкратного омовения каждой части тела.
118 (159 - 160). Сообщается, что (однажды) Усман бин Аффан, да будет доволен им Аллах, велел принести себе сосуд (с водой, а когда его принесли,) он трижды слил (воду) из этого сосуда себе на руки, омывая их. Затем он опустил в этот сосуд правую руку (набрал воды,) прополоскал ею рот и промыл нос, затем трижды омыл лицо и руки до локтей, затем провёл (влажными руками) по голове, затем трижды омыл ноги до щиколоток, а затем сказал:
– Посланник Аллаха сказал:“Тому, кто совершит омовение, подобное этому моему омовению, а потом совершит молитву в два раката, не думая при этом ни о чём постороннем, будут прощены его предыдущие прегрешения”. *14.
В другой версии этого хадиса сообщается, что Усман, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Не передать ли вам хадис, который я не стал бы передавать вам, если бы не один аят? Я слышал, как пророк,, сказал:“Если человек совершит омовение должным образом, после чего помолится, ему обязательно будут прощены те прегрешения, которые он совершит между этой и следующей молитвой”. *15.
Урва*16. сказал: “(Имеется в виду) аят (в котором говорится): {Поистине, тех, кто скрывает ниспосланные Нами ясные знамения и истинное руководство, после того как Мы разъяснили всё это людям в Писании, проклянёт Аллах и проклянут проклинающие…}” *17.
Глава 15. Промывание носа во время омовения.
119 (161). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк сказал: “Пусть тот, кто станет совершать омовение, промывает нос *18., и пусть тот, кто станет очищаться *19. с помощью камней, делает это нечётное число раз”.
Глава 16. Очищение с помощью камней нечётное число раз.
(162). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк сказал: “Когда кто-нибудь из вас станет совершать омовение, пусть набирает воду в нос и выпускает её обратно, когда кто-нибудь станет очищаться с помощью камней, пусть делает это нечётное число раз, а когда кто-нибудь из вас проснётся, пусть вымоет руку, прежде чем опустить её в воду для омовения, так как никто не знает, где находилась его рука во время сна”.
Глава 17. Омовение ног, обутых в сандалии.
120 (166). Передают что один человек сказал Ибн Умару, да будет доволен Аллах ими обоими: “Я видел, что ты касаешься только двух йеменских углов Каабы, и я видел, что ты носишь сандалии, сделанные из дублёной кожи, и я видел, что ты красишь волосы в жёлтый цвет, и я видел, что, когда ты был в Мекке*20., люди надели ихрамы, увидев молодой месяц,*21. ты же надел его и стал произносить тальбийу *22.только в восьмой день зу-ль-хиджжа /йаум ат-тарвийа/”.
Абдуллах (Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими,) сказал (ему в ответ): “Что касается углов, то я не видел, чтобы посланник Аллаха касался (каких-либо из них), кроме йеменских; что касается сандалий, сделанных из дублёной кожи, то, поистине, я видел, что посланник Аллаха носил только такие сандалии, на которых не оставалось волос (животного после выделки кожи), и совершал омовение, не снимая их *23., и поэтому я тоже люблю носить такую обувь; что касается жёлтого цвета, то, поистине, я видел, что так красит (волосы) посланник Аллаха и поэтому я тоже люблю краситься так; что же касается ихрама, то, поистине, я не видел, чтобы посланник Аллаха надевал его до тех пор, пока его верблюдица не трогалась в путь”.
ГЛАВА 18. Во время совершения частичного или полного омовения (следует) начинать с правой части тела.
121 (168). Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Пророку нравилось одевать обувь, начиная с правой ноги, расчёсывать и умащать благовониями волосы и бороду, начиная справа, и совершать омовение, начиная с правой стороны тела, и поступать так же во всех остальных своих делах”.
Глава 19. Поиски воды для омовения с наступлением времени молитвы.
122 (169). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: “(Однажды, когда) я находился рядом с посланником Аллаха и настало время послеполуденной молитвы /‘аср/, люди стали искать воду для омовения, но не сумели найти её. (Через некоторое время) посланнику Аллаха принесли сосуд с водой для омовения, и он опустил в этот сосуд руку, повелев людям совершать своё омовение (водой) из него”.
(Анас, да будет доволен им Аллах,) сказал: “И я увидел, как вода стала бить из-под его пальцев ключом, и (это продолжалось до тех пор), пока омовение не совершили все до последнего”.
Глава 20. Вода, используемая для омовения волос человека.
123 (171). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что Абу Тальха*24. был первым человеком, взявшим себе часть волос посланника Аллаха после того как он (однажды) обрил себе голову.
Глава 21. (Что следует делать,) если собака попьёт воды из сосуда, принадлежащего кому-нибудь из вас.
124 (172). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Посланник Аллаха, сказал:“Если собака попьёт воды из сосуда, принадлежащего кому-нибудь из вас, пусть он вымоет его семь раз”.
125 (174). Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “При жизни посланника Аллаха собаки мочились (около мечети) и могли беспрепятственно заходить и входить в неё *25., и люди не поливали водой (те места, где они мочились)”.
Глава 22. Тот, кто считал, что нет необходимости совершать омовение снова, если только не имело место выделение мочи или кала.
126 (176). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Посланник Аллаха,, сказал: “Если раб (Аллаха) не осквернится, молитва его будет продолжаться всё то время, которое он проведёт в мечети в ожидании (следующей) молитвы”. *26.
127 (179). Сообщается, что Зайд бин Халид, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды) я спросил Усмана бин Аффана, да будет доволен им Аллах: “Как ты думаешь, что следует делать тому, кто совокупился, но не испустил семя?” Усман ответил: “Он должен совершить такое же омовение /вуду/, какое совершается перед молитвой, и омыть свой половой орган”. Усман (также) сказал: “Я слышал это от посланника Аллаха, ”.
(Зайд сказал): “И я спрашивал об этом Али, аз-Зубайра, Тальху и Убаййа бин Ка`ба, да будет доволен ими Аллах, и все они говорили, что (совокупившемуся таким образом следует поступить именно так)”. *27.
128 (180). Передают со слов Абу Са`ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что как-то раз посланник Аллаха послал за одним человеком из числа ансаров, и (когда) он явился (мы увидели, что) с головы его стекают капли воды. Пророк сказал: “Очевидно, мы заставили тебя поторопиться”. *28. Он сказал: “Да”. Тогда посланник Аллаха сказал: “Если тебя поторопили или же ты не испустил семя во время сношения, тебе следует совершить омовение /вуду/”.
Глава 23. Человек помогает совершить омовение своему товарищу.
129 (182). Передают со слов аль-Мугиры бин Шу`ба, да будет доволен им Аллах, что однажды, когда он вместе с посланником Аллаха принимал участие в одной из поездок, (пророку) случилось удалиться по нужде, после чего Мугира стал сливать ему воду для омовения, и он омыл лицо и руки и протёр (влажными руками) голову и кожаные носки.
Глава 24. Чтение Корана и совершение прочих вещей после малого осквернения /хадас/.
130 (183). Передают со слов Абдуллаха бин Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что однажды он остался на ночь у своей тётки Маймуны, жены пророка, .
(Абдуллах бин Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал): “Я улёгся поперёк постели, а посланник Аллаха со своей женой – вдоль неё. И посланник Аллаха спал примерно до середины ночи, а потом проснулся, сел и начал протирать себе глаза, чтобы разогнать сон. Затем он прочитал десять последних аятов суры “Семейство Имрана”, подошёл к старому бурдюку, подвешенному (к потолку), совершил омовение должным образом *29., а потом встал на молитву”.
Ибн Аббас сказал: “И я (тоже) поднялся, сделал всё то, что сделал он, а потом встал рядом с ним, он же положил свою правую руку мне на голову, взял меня за правое ухо и слегка потрепал его *30.. Потом он совершил два раката молитвы, потом ещё два, потом ещё два, потом ещё два, потом ещё два, потом ещё два, а потом ещё один. Затем он (снова) лёг (и лежал), пока к нему не пришёл муаззин, и тогда он поднялся, совершил молитву в два лёгких *31. раката, а потом вышел (из дома) и совершил утреннюю /фаджр/ молитву (в мечети)”.
Глава 25. Полное протирание головы (во время омовения).
131 (185). Сообщается, что как-то раз один человек спросил Абдуллаха бин Зайда, да будет доволен им Аллах: “Можешь ли ты показать мне, как совершал омовение посланникАллаха,?” Абдуллах бин Зайд сказал: “Да”, и велел принести воды (а когда её принесли), он слил воду себе на руки и дважды вымыл их, потом трижды прополоскал рот и промыл нос, потом трижды омыл лицо, потом дважды омыл руки до локтей, а потом протёр руками голову, проведя ими ото лба до затылка и обратно, после чего омыл ноги.
Глава 26. Использование воды, оставшейся после омовения.
132 (187). Сообщается, что Абу Джухайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: “(Однажды, когда) посланник Аллаха вышел к нам в полдень, ему принесли воду для омовения, и он совершил омовение, а потом люди стали брать оставшуюся (после его омовения) воду и обтираться ею. *32. А затем пророк совершил полуденную /зухр/ и послеполуденную /‘аср/ молитвы, каждая из которых состояла из двух ракатов, и (в это время) перед ним была (воткнута в землю) его палка с острым наконечником”.
133 (190). Сообщается, что ас-Саиб бин Йазид, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды) моя тётка со стороны матери привела меня к пророку и сказала: “О посланник Аллаха, сын моей сестры заболел!” – а он погладил меня по голове и призвал на меня благословение. Затем он совершил омовение, а я выпил остаток воды, которую он использовал, после чего я встал у него за спиной *33.и увидел у него между лопаток печать пророчества, по виду подобную яйцу куропатки.
Глава 27. Омовение, совершаемое человеком вместе со своей женой.
134 (193). Сообщается, что Абдуллах бин Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “При жизни посланника Аллаха мужчины и женщины совершали омовение совместно *34.”.
Глава 28. Пророк поливает лишившегося сознания человека водой, которая осталась после омовения.
135 (194). Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды) посланник Аллаха пришёл навестить меня, когда я был болен и лежал в беспамятстве. Он совершил (в моём доме) омовение, а потом вылил на меня (немного) той воды, которой он пользовался. И я пришёл в себя и спросил: “О посланник Аллаха, кто унаследует моё имущество? Поистине, оно достанется только дальним родственникам” *35., после чего был ниспослан аят о наследовании. *36.
Глава 29. Использование каменного сосуда /михдаб/ для совершения частичного /вуду/ и полного /гусль/ омовения.
136 (195). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: “(Однажды, когда) настало время молитвы, люди, жившие поблизости (от мечети), отправились к себе домой (, чтобы совершить омовение), а другие остались. Что же касается посланника Аллаха то ему принесли каменный сосуд с водой, столь маленький, что он не смог бы даже растопырить в нём (пальцы) своей руки, (однако) все присутствовавшие совершили омовение (пользуясь водой из этого сосуда)”.
(Один из передатчиков этого хадиса сказал):
– Мы спросили (Анаса): “Сколько же вас было?” Он ответил: “Более восьмидесяти (человек)”.
137 (196). Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что однажды пророк велел принести себе сосуд с водой, вымыл в нём руки и лицо, а затем сплюнул в него воду, которой он полоскал себе рот.
138 (198). Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Когда пророку стало (совсем) тяжко и его страдания усилились, он попросил своих жён, чтобы за ним ухаживали в моём доме, и они дали на это своё согласие. И пророк, который едва отрывал ноги от земли, вышел (из того дома, где он находился), поддерживаемый (с двух сторон) Аббасом и ещё одним человеком”.
Убайдуллах *37. сказал:
– Я сообщил Абдуллаху бин Аббасу (об этих словах Аиши), и он спросил: “Знаешь ли ты, кто был этим другим человеком?” Я ответил: “Нет”. Он сказал: “(Им был) Али”.
И Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала, что когда пророк вошёл в свой дом и его страдания усилились ещё больше, он сказал: “Вылейте на меня воду из семи бурдюков, ремни которых ещё не развязывались *38., и, может быть, я смогу дать наставление людям”.
(Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала): “И его усадили в медный таз, принадлежавший жене пророка Хафсе, а потом мы начали лить на него (воду из этих бурдюков и делали это до тех пор), пока он нестал подавать нам знаки, желая сказать, что пора остановиться, после чего он вышел к людям”.
139 (200). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк велел принести ему сосуд с водой, и ему принесли широкую, но неглубокую чашу с водой, в которую он погрузил свои пальцы.
Анас сказал: “И я стал смотреть на воду, которая начала бить меж пальцев его ключом”.
Анас сказал: “И я думаю, что количество тех, кто совершил омовение (этой водой), составляло собой от семидесяти до восьмидесяти (человек)”.
Глава 30. Совершение омовения одним муддом *39. (воды).
140 (201). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: “Обычно пророк купался (или: …совершал полное омовение), расходуя на это от одного са` до пяти муддов (воды, что же касается) частичного омовения, то на него он обычно расходовал (один) мудд (воды)”.
Глава 31. Протирание влажными руками кожаных носков.
141 (202). Передают, что Абдуллах бин Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, (как-то раз) услышал от Са`да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, что пророк протирал влажными руками кожаные носки (в конце омовения перед молитвой. А потом) Абдуллах бин Умар спросил об этом Умара, и тот сказал: “Да, (он делал это), но если Са`д рассказал что-нибудь о пророке то тебе не следует спрашивать об этом же никого другого!”
142 (204). Сообщается, что Амр бин Умаййа ад-Дамри, да будет доволен им Аллах, сказал, что он видел, как пророк протирал влажными руками кожаные носки (, завершая своё омовение).
(205). Сообщается также, что Амр, да будет доволен им Аллах, сказал: “Я видел, как пророк,, протирал свою чалму и кожаные носки (, завершая омовение)”.
Глава 32. О том случае, когда человек надевает кожаные носки на чистые ноги.
143 (206). Сообщается, что аль-Мугира бин Шу`ба, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды,) находясь вместе с пророком в пути, я нагнулся, чтобы снять с него кожаные носки *40., однако он сказал: “Оставь, ибо я надел их на чистые ноги”, после чего протёр их.
Глава 33. О том, кто не стал заново совершать омовение, поев баранины и савика. *41.
144 (208). Передают со слов Амра бин Умаййи, что однажды он видел, как посланник Аллаха отрезал себе кусок мяса от бараньей лопатки. В это время прозвучал призыв к молитве, и он бросил нож и стал молиться, не совершив омовения.
Глава 34. О том, кто прополоскал рот после савика, не совершив омовения заново.
145 (209). Сувайд бин ан-Ну`ман, да будет доволен им Аллах, передал, что в год Хайбара*42. он вместе с посланником Аллаха выступил (из Медины). Когда они достигли Сахбы, расположенной поблизости от Хайбара, (пророк) совершил послеполуденную молитву /‘аср/, а затем велел принести еду, однако подать могли только савик, который по его велению увлажнили. Затем посланник Аллаха и все остальные поели, после чего он поднялся с места для совершения закатной /магриб/ молитвы, прополоскав рот, что сделали и все остальные, а потом он приступил к молитве, не совершив омовения.
146 (210). Передают со слов Маймуны, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) пророк съел у неё (в доме) баранью лопатку, а потом помолился, не совершив омовения.
Глава 35. Следует ли полоскать рот после молока?
147 (211). Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) посланник Аллаха выпил молока, а потом прополоскал рот и сказал: “Ведь оно содержит жир”.
Глава 36. Об омовении после сна.
148 (212). Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха сказал: “Когда кого-нибудь из вас во время молитвы станет одолевать дремота, пусть поспит, пока сон его не пройдёт, ибо, поистине, если кто-нибудь из вас станет молиться, засыпая, он не будет знать (, что говорит), и может случиться так, что (, желая) попросить прощения у Аллаха, он (вместо этого) станет ругать самого себя”.
149 (213). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк сказал: “Если кто-нибудь из вас станет дремать во время молитвы, пусть поспит (, пока сон его не пройдёт) и он не будет понимать, что читает”.
Глава 37. Омовение без малого осквернения.
150 (214). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: “Обычно пророк совершал омовение перед каждой молитвой”.
Он (также) сказал: “Мы же, как правило, молились, не совершая омовение заново, если кто-нибудь из нас не осквернялся”.
Глава 38. Не препятствовать попаданиюсобственной мочи (на свою одежду и тело) – значит совершать тяжкий грех.
151 (216). Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
– (Однажды) пророк проходивший мимо одной из стен*43.Медины (или: …Мекки), услышал голоса двух человек, подвергавшихся мучениям в своих могилах. Пророк сказал: “Их подвергают мучениям, но подвергают мучениям не за большой грех*44.“, (помолчал некоторое время), а потом сказал:“Да (конечно, их мучают за тяжкие грехи)! Один из них не прикрывался от собственной мочи, другой же распространял сплетни”. *45. А потом он велел принести себе голую пальмовую ветвь, разломал её на две половинки и воткнул их на могилы (этих людей). Его спросили: “О посланник Аллаха, зачем ты сделал это?” - на что он ответил:“Возможно, это будет облегчать их мучения, пока ветки не засохнут”.
Глава 39. Поливание водой следов от мочи в мечети.
152 (220). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Как-то раз) один бедуин поднялся со своего места и принялся мочиться (прямо) в мечети. Люди схватили его, однако пророк велел им: “Оставьте его и вылейте на его мочу ведро (или: …бадью) воды, ибо, поистине, посланы вы для того, чтобы облегчать, а не для того, чтобы создавать затруднения!” *46.
Глава 40. Моча детей.
153 (223). Передают со слов Умм Кайс бинт Михсан, да будет доволен ею Аллах, что однажды она пришла к посланнику Аллаха со своим грудным сыном. Посланник Аллаха посадил ребёнка себе на колени, а (через некоторое время) он помочился на его одежду, и тогда пророк велел принести воды и обрызгал ею это место, не став застирывать его.
Глава 41. Смывание (следов) крови.
154 (227). Сообщается, что Асма, да будет доволен ею Аллах, сказала:
– (Как-то раз) к пророку пришла одна женщина и спросила (его): “Что следует сделать той из нас, кровь которой во время месячных попадёт на её одежду?” Он ответил:“Пусть она удалит следы крови, потом польёт (это место) водой и потрёт (его руками), потом побрызгает, и после этого она (может) молиться в этой одежде”.
155 (228). Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
– (Однажды) Фатима бинт Абу Хубайш пришла к пророку и сказала: “О посланник Аллаха, истечение крови продолжается у меня постоянно *47., и я никак не могу очиститься, так не прекратить ли мне совершать молитвы?” Посланник Аллаха сказал (ей в ответ): “Нет, поскольку это уже венозная кровь, а не менструальная. Прекращай молиться с наступлением (твоего обычного периода месячных), а когда (этот период) закончится, совершай полное омовение и (снова) молись”.
(Сообщается, что пророк также) сказал: “(Кроме того,) совершай омовение перед каждой молитвой, пока не наступит следующий период (месячных)“.
Глава 42. О смывании (следов) семени и удалении его. *48.
156 (229). Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “(Обычно) я смывала (следы) осквернения /джанаба/*49.с одежды пророка после чего он выходил на молитву, (даже если после этого) его одежда не просыхала полностью”.*50.
Глава 43. О том, что было сказано относительно мочи верблюдов, овец и других животных, а также о загонах для них.
157 (233). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: “(В своё время) люди из племени `укль (или: …`урайна) приехали в Медину, где они почувствовали недомогание из-за её климата, и пророк велел им (обратиться к пастуху, присматривавшему за дойными верблюдицами,) и (в течение какого-то времени) пить мочу *51. и молоко (этих верблюдиц). И они отправились (куда им было сказано), а когда выздоровели, убили пастуха пророка и угнали (весь) скот (который он пас. В Медине) об этом узнали в начале дня, и (пророк) отправил за ними (погоню), а к полудню их уже доставили (в Медину). И (пророк) велел отрубить им руки и ноги *52. (а кроме того) им выжгли глаза (калёным железом) и бросили на харре *53., где они просили напоить их, но никто не дал им воды”.
158 (234). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: “До того, как была построена мечеть, пророк часто молился в загонах для овец”.
Глава 44. О том нечистом, что попадает в масло *54. и воду.
159 (235). Передают со слов Маймуны, да будет доволен ею Аллах, что однажды послан- ника Аллаха спросили о том (что следует делать с) маслом, в которое попала мышь, и он сказал: “Достаньте мышь и выбросьте её и то, что было вокруг неё, а остальное (можете) есть”.
160 (237). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк сказал: “В День воскресения каждая рана, полученная мусульманином на пути Аллаха, предстанет (перед взорами) в том виде, какой она была, когда её нанесли (ему). Кровь из неё будет бить ключом, и цвет её будет цветом крови, но запах её будет запахом мускуса”.
Глава 45. Мочеиспускание в стоячую воду.
161 (239). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк сказал: “Пусть никто из вас ни в коем случае не мочится в стоячую воду, которая является непроточной, ибо потом ему (может понадобиться) совершить этой водой полное омовение”.
Глава 46. О том, что если на спину молящегося положат нечто нечистое или падаль, его молитва от этого не станет недействительной. *55.
162 (240). Передают со слов Абдуллаха бин Мас`уда, да будет доволен им Аллах, что (однажды, когда) пророк совершал молитву у Каабы, а Абу Джахль *56. со своими товарищами сидел (неподалёку), один из них сказал другим: “Кто из вас принесёт рубашку плода верблюдицы, которого принесли в жертву люди из такого-то племени, и положит их на спину Мухаммада, когда он склонится в земном поклоне?” И самый злосчастный из них пошёл и принёс эти внутренности, а потом дождался того момента, когда пророк склонился в земном поклоне, и положил их ему на спину между лопаток, я же смотрел на это, не имея возможности сделать хоть что-нибудь. О, если бы были со мной те, кто мог бы поддержать (меня)! *57.
(Абдуллах бин Мас`уд, да будет доволен им Аллах,) сказал:
– И после этого они стали смеяться, показывая друг на друга (пальцами); что же касается посланника Аллаха,, то он не разгибался и не поднимал головы, пока к нему не подошла Фатима*58., которая сбросила (эти внутренности) с его спины. А после этого он поднял голову и трижды воскликнул:“О Аллах, покарай курайшитов!” - что сильно подействовало на них.
(Абдуллах бин Мас`уд, да будет доволен им Аллах,) сказал:
– Они верили в то, что в этом городе *59. проклятия сбываются, что же касается (пророка) то он назвал (всех их) поимённо, сказав: “О Аллах, покарай Абу Джахля, и покарай `Утбу бин Раби`а, и Шайбу бин Раби`а, и аль-Валида бин `Утбу, и Умаййу бин Халафа, и `Укбу бин Абу Му`айта!” /Посланник Аллаха назвал имена семерых человек, но передатчик этого хадиса не запомнил имени седьмого./
(Абдуллах бин Мас`уд, да будет доволен им Аллах,) сказал: “И клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, я видел всех тех, кого перечислил посланник Аллаха бездыханными в одном из колодцев Бадра!” *60.
Глава 47. Сплёвывание и сморкание в (полы) одежды.
163 (241). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: “(Однажды я видел, как) пророк сплюнул в (полу) своей одежды”.*61.
Глава 48. Женщина смывает кровь с лица своего отца.
164 (243). Передают, что (однажды) люди спросили Сахля бин Са`да ас-Са`иди, да будет доволен им Аллах: “Чем лечилирану*62.пророка,?” Он ответил: “Сейчас уже не осталось никого, кто знал бы об этом лучше меня. Али приносил в своём щите воду, а Фатима смывала кровь с его лица, а потом (они) взяли циновку, сожгли её и приложили (золу) к его ране”.
Глава 49. Сивак*63.
165 (244). Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды) я пришёл к пророку и увидел, что он чистит зубы зубочисткой, держа её в руке и издавая звуки:“У`, у`”.При этом зубочистка находилась у него во рту, и (казалось), что его тошнило.
166 (245). Сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: “Когда пророк,, просыпался ночью*64., он очищал рот с помощью зубочистки”.
Глава 50. Вручение зубочистки старшему.
167 (246). Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) пророк сказал: “Мне приснилось, что, когда я чистил зубы зубочисткой, ко мне пришли двое людей, один из которых был старше другого. Я дал зубочистку младшему, но мне было сказано: “Старшему!” – и я отдал её старшему из них”.
Глава 51. О преимуществе того, кто отходит ко сну, совершив омовение.
168 (247). Передают со слов аль-Бара бин `Азиба, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) пророк сказал (ему): “Когда захочешь лечь спать, соверши такое же омовение, какое совершаешь ты перед молитвой, ляг на правый бок и скажи: “О Аллах, я предался Тебе, и вручил Тебе дело своё, и на Тебя положился из стремления к Тебе и из страха перед Тобой. Нет убежища и нет спасения от Тебя, кроме (обращения) к Тебе! О Аллах, уверовал я в Твоё Писание, которое Ты ниспослал, и в Твоего пророка, которого Ты послал”. /Аллахумма, инни аслямту ваджхи иляй-кя, ва фаввадту амри иляй-кя ва альджа`ту захри иляй-кя рагбатан ва рахбатан иляй-кя. Ля мальджа`а ва ля манджа мин-кя илля иляй-кя! Аллахумма, аманту би-китаби-кя аллязи анзальта ва би-набиййи-кя аллязи арсальта./ И если (после этого) ты умрёшь этой ночью, то (умрёшь) в присущем тебе от рождения состоянии*65., а (поэтому) сделай эти слова последним, что ты будешь говорить (в конце каждого дня)”.
(Аль-Бара бин `Азиб, да будет доволен Аллах ими обоими,) сказал:
– И я начал повторять эти слова перед пророком,, а когда дошёл до слов: “О Аллах, уверовал я в Твоё Писание, которое Ты ниспослал…”, то (после этого) сказал “…и в Твоего посланника…”, (пророк же) сказал:“Нет, (говори): «…и в Твоего пророка, которого Ты послал».”
*1. Название одного из районов Йемена.
*2. То есть отмеченные белыми звёздами во лбу и белыми кольцами на руках и ногах.
*3. Имеется в виду, что эти места будут сиять.
*4. Речь идёт об усилении сияния, что может быть достигнуто за счёт совершения омовения должным образом.
*5. То есть: пока он не убедится в том, что действительно осквернился.
*6. Имеется в виду человек, которому показалось, что он испустил ветры.
*7. Сон не делал недействительным омовение пророка но даже если бы во сне с ним произошло что-нибудь, он узнал бы об этом, так как спали только его глаза, но не сердце.
*8. Речь идёт о совершении омовения каждой части тела по одному разу с использованием небольшого количества воды.
*9. Имелось в виду, что молитву предстоит совершить в Муздалифе, долине близ Мекки.
*10. Возможно также, что под “хубус” и “хабаис” имеются в виду злые духи обоего пола.
*11. Киблой называется направление на Мекку, а точнее - на Каабу из любого данного места. С этими словами пророк обратился к жителям Медины, расположенной севернее Мекки.
*12. Об этом говорится в трёх аятах Корана. См.: “Свет”, 31, а также “Сонмы”, 53, 59.
*13.Здесь и далее имеются в виду только те части, которые следует омывать во время частичного омовения.
*14. Речь идёт о всевозможных мелких прегрешениях, поскольку для искупления тяжких грехов необходимо особое покаяние, а также возмещение убытков в случае нанесения ущерба людям.
*15. Таким образом, из содержания трёх предыдущих глав ясно, что при совершении омовения можно омывать части тела либо один, либо два, либо три раза, но последнее является более предпочтительным.
*16. Один из передатчиков этого хадиса.
*17. "Корова", 159.
*18. Это следует делать, набирая в нос воду, а затем с силой выпуская её наружу.
*19. Имеется в виду очищение после удовлетворения большой нужды.
*20. Имеется в виду посещение Мекки во время хаджжа.
*21. То есть в первый день месяца зу-ль-хиджжа.
*22. То есть слова: “Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой…”, которые произносят паломники, указывая, что именно они совершают, – хаджж или умру.
*23. Имеется в виду, что пророк одевал сандалию сразу же после того, как он омывал ногу.
*24. Абу Тальха Зайд бин Сахль Ибн Асвад аль-Ансари – один из ближайших сподвижников пророка.
*25. Тогда у мечети ещё не было дверей, которые поставили через непродолжительное время.
*26. Имеется в виду, что если человек совершит обязательную молитву в мечети и останется там до начала следующей молитвы, то всё это время молитва его как бы будет продолжаться в том смысле, что он получит за этот период такую же награду, как и за молитву, и всё это время ангелы будут продолжать возносить мольбы за него подобно тому, как они делают это и во время молитвы.
*27.Впоследствии указания, о которых речь идёт в хадисах под №№ 127 и 128 были отменены. Это значит, что после совершения полового сношения в любых случаях требуется совершить полное омовение /гусль/. См. хадис № 187.
*28. Имеется в виду, что в это время этот человек спал со своей женой.
*29. Иначе говоря, выполнил всё то, что положено делать при омовении перед молитвой.
*30. Пророк сделал это по той причине, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, встал не справа, а слева от него.
*31. Имеется в виду, что чтение аятов Корана заняло при этом мало времени.
*32. Верующие желали приобщиться к той благодати /барака/, которую приобрела эта вода благодаря прикосновению к ней пророка.
*33. Для совершения молитвы.
*34. Имеется в виду период, предшествовавший ниспосланию аята о необходимости ношения женщинами покрывала.
*35. Здесь речь идёт о родственниках по боковой линии.
*36. См.: “Женщины”, 176.
*37. Один из передатчиков этого хадиса.
*38. Имеются в виду такие бурдюки, в которые не могло попасть ничего такого, что осквернило бы собой воду.
*39. Мудд - мера объёма. Мудды разных периодов времени и разных регионов могли значительно отличаться друг от друга. В данном случае речь идёт о каноническом мудде периода возникновения ислама, объём которого составлял от 1,053 до 1,055 литра. Другой мерой объёма, о которой часто упоминается в “Сахихе”, является са`. Канонический са` равен четырём муддам или же 4,212 литра.
*40. Аль-Мугира решил, что пророк желает снять их для совершения омовения.
*41. Савик – походное блюдо быстрого приготовления. Его основу составляла собой пшеничная или ячменная крупа, проваренная с жиром, мёдом или финиками, которую перед употреблением увлажняли.
*42. Оазис к северу от Медины, население которого составляли иудеи и исповедовавшие иудаизм арабы, враждебно настроенные по отношению к пророку. В 628 году полуторатысячный отряд мусульман под его предводительством после полуторамесячной осады захватил этот оазис, а его населению было позволено продолжать обрабатывать земли оазиса на особых условиях.
*43. Имеются в виду ограды садов или кладбищ.
*44. Подразумевается, что сами покойные не считали тяжкими эти грехи.
*45. Здесь имеется в виду передача слов одних людей другим для того, чтобы поссорить их друг с другом.
*46. Иными словами, для того, чтобы способствовать обращению людей в истинную веру, а не для того, чтобы отталкивать их от ислама.
*47. Имеется в виду “истихада” - постоянное или почти постоянное (с короткими перерывами на один-два дня) истечение крови у женщин.
*48. Имеется в виду удаление засохших следов путём трения.
*49. То есть следы семени.
*50. Имеется в виду, что со стороны было видно, что те места, которые застирывались, всё ещё остаются влажными.
*51. В качестве средства лечения.
*52. В связи с этим пророку было ниспослано соответствующее откровение (см.: “Трапеза”, 37 - 38).
*53. Харра – лавовые поля, окружающие Медину.
*54. Здесь речь идёт о топлёном масле /самн/.
*55. Иными словами, такая молитва не будет отвергнута Аллахом.
*56.Один из представителей мекканской знати и ярый враг пророка погибший в битве при Бадре в 624 году.
*57. То есть, если бы было кому поддержать меня в Мекке, я бы сам убрал это со спины пророка, .
*58. Дочь пророка, .
*59. То есть в Мекке.
*60. См. примечание к хадису № 18.
*61. Пророк сделал это, чтобы показать свои сподвижникам, как следует вести себя во время молитвы.
*62. Имеется в виду ранение, полученное пророком в битве, состоявшейся при горе Ухуд близ Медины в 625 году, когда мусульмане потерпели поражение и многие из них, в том числе и дядя пророка Хамза (”лев ислама”), да будет доволен им Аллах, погибли.
*63. Здесь и далее во всех случаях имеются в виду зубочистки, сделанные из корней и ветвей арака (Salvadorapersica). Кончик прутика арака разжёвывается, после чего используется для очищения зубов.
*64. Для совершения дополнительной ночной молитвы /витр/.
*65. Под этим состоянием /фитра/ подразумевается ислам как присущая каждому человеку от рождения вера в Единого Бога.
|
|
|
|
|
|